Проклятье человека без лица


Оригинальное название: Curse of the Faceless Man.
Производство: США 1958г.
Режиссер: Эдвард Л.Кан.
В ролях: Ричард Андерсон, Элейн Эдвардс, Адель Мара.
       Американский режиссёр Эдвард Л.Кан был очень активен на ниве жанра хоррор в 1950-е годы и наснимал довольно много фильмов на самые разные темы, начиная от зомби и кончая инопланетными вторжениями и монстрами. В 1958 году на экраны выходит фильм «Проклятье человека без лица», о котором я сейчас хочу рассказать.

       Действие фильма происходит в Италии, где на раскопках древнего города Помпеи находят какое-то странное подобие мумии. Это человек без лица, который пролежал в земле более двух тысяч лет и практически не подвергся гниению и разложению, хотя и не был мумифицирован. Всё это показалось очень странным, и его было решено транспортировать в национальный музей, где лучшие ученые умы страны попытаются раскрыть его тайну. Однако по пути в музей это существо ожило и убило водителя грузовика. После этого оно всё же было доставлено в музей, куда также приезжает и американский ученый Пол Мэллон (Ричард Андерсон) со своей супругой Тиной (Элейн Эдвардс). С этого момента в музее начинает происходить чертовщина, а Тине снятся странные сны с участием этого человека и постепенно она понимает, что имеет с ним какую-то невидимую связь. А всё дело в том, что это бывший гладиатор, который поклялся вернуться к жизни через много сотен лет, чем он собственно и занялся…
       Из подобной истории мог бы получиться отличный фильм ужасов с интересным действием и жутким человеком без лица. Но на деле мы получили довольно скучную поделку, которая местами смахивает на мелодраму и вообще полна всяких глупостей и несуразностей. Действия героев временами едва ли поддаются логике. Вместо того чтобы бежать, завидев оживающего монстра, Тина просто стоит и орет как бешеная, а её муж поначалу никак не желает верить во все эти «сказки». И вообще этот человек ведет себя временами надменно, словно показывая, что мы американцы куда умнее и лучше вас «итальяшек». Эти нотки проходят через весь фильм, и Пол временами будет говорить с учеными и полицией так, будто он знает больше всех их вместе взятых. Действия полиции также вызывают много вопросов: на охрану Тины была отправлена патрульная машина, но потом мы узнаем, что монстр без проблем пробрался в её жилище и никто его даже не заметил. Спрашивается, где были и что делали люди, которые должны были охранять иностранную гостью? Ну и в ещё одной сцене нам придется наблюдать, как Пол, его жена и профессор становятся свидетелями оживления человека без лица. Вместо того чтобы бежать в открытую дверь, они начинают мотаться по комнате, пока монстр не даст Полу «по шапке».

       Операторская работа стандартна и даже, можно сказать, примитивна. Чёрно-белое кино как нельзя лучше подходит для показа старинных зданий и всего, что связано с древностью. А здесь мы видим стандартные приемы, а не создание нужной атмосферы. Многие режиссёры того времени (да и сам Эдвард Л.Кан) по особому ставили свет, делали особые ракурсы, чтобы «картинка» получилась как можно красивее. Здесь этого нет, оператор тупо снимает происходящее на экране, не стараясь всё это как-то приукрасить и сделать так, чтобы видеоряд радовал глаз зрителя. Грим человека без лица, хоть и примитивен, но в то же время нареканий не вызывает, ибо в данном случае ничего особо изысканного и не требовалось. Музыкальное сопровождение представляет собой стандартные незапоминающиеся симфонии, которые ровным счётом не производят ни малейшего впечатления на зрителя.
       Финал ленты также не предвещает ничего интересного и не содержит никакого действия. Монстр как бы самоуничтожается, уходя в океан и пытаясь затащить туда Тину, как он это делал при жизни, когда началось извержение вулкана Везувий, и когда он пытался утащить с собой дочку местного вельможи, чтобы спасти её от огня. Бред, да и только. Актёрская игра пусть и хороша, но совершенно не спасает фильм от полного провала.

       «Проклятье человека без лица» смотрится скорее как фильм 1930-1940-х годов, но уж точно не как кино конца 1950-х, когда не экраны начали выходить действительно страшные и интересные фильмы ужасов. А это примитивная, чрезвычайно короткая (66 минут) и необычайно скучная лента, которая вряд ли придется по вкусу любителям страшного кино. В следующем году Эдвард Л.Кан снимет действительно качественную и интересную ленту под названием «Четыре черепа Джонатана Дрейка» (Four skulls of Jonathan Drake). …мне остается лишь предостеречь любознательного зрителя от просмотра «Проклятья человека без лица», ибо это пустая трата времени.

Материал опубликован: 29 декабря 2010 года.