Затаившийся

  • Оригинальное название: Crawlspace.

  • Производство: США 1986г.

  • Режиссер: Дэвид Шмёллер.

  • В ролях: Клаус Кински, Талия Бэлсам, Кэрол Фрэнсис, Барбара Уиннери, Дэвид Шмёллер.

Девид Шмёллер хорошо известен российским любителям ужасов. Его дебютная работа «Ловушка для туристов» (Tourist trap, 1979) до сих пор на высоком счету у фанатов слэшэров, которые, как мне кажется, оценят по достоинству и большинство других картин режиссёра. «Затаившийся» - также очень хорошо знакомый российскому зрителю триллер, который издавали у нас на видео и не раз демонстрировали по ТВ. Эта картина примечательна не только участием гениального Клауса Кински, но и грамотным сценарием и постановкой, превращающими её в первоклассный триллер, который можно пересматривать снова и снова, каждый раз находя в нём что-нибудь новое и интересное.

Доктор Карл Гюнтер (Клаус Кински), сын фашистского врача-садиста, унаследовал привычки отца и тоже наслаждается смертью своих пациентов. Сначала он работал в Аргентине, где у него умирали люди, заболевания которых были совершенно неопасными. После этого он переехал в Америку, где теперь владеет целым домом и сдает квартиры молоденьким девушкам. На чердаке у него своя лаборатория и узница в клетке, а весь дом оснащен системой потайных ходов, которые позволяют его хозяину подглядывать за девушками через вентиляционные отверстия. Но цель у него другая. Этот человек серьёзно болен, ему нравится наслаждаться агонией умирающих людей и ставить на них опыты, и именно эту судьбу подопытных свинок уготовал садист своим постояльцам…

Картина снималась в Италии на студии Empire Films. Её основал Чарльз Бэнд в середине 1980-х и снимал там свои низкобюджетные фильмы. После её разорения из-за экономических проблем в Италии Бэнд создал ныне знаменитую Full Moon, которая продолжает функционировать и по сей день. Среди людей, работавших над «Затаившимся» много итальянцев, в том числе и настоящие звезды, такие как оператор Серджио Сальвати, в своё время сотрудничавший с самим Лючио Фульчи, и известный композитор Пино Донаджио.

Сюжет развивается очень медленно и неторопливо. Автор не ставит себе целью показать много крови и убийств. Его цель - напугать зрителя психологически и увлечь его своим фильмом так, чтобы он не мог оторвать глаз от экрана. И это у Шмёллера хорошо получается во многом благодаря как всегда блистательной игре Клауса Кински, который идеально смотрится в роли сумасшедшего врача-садиста. Авторы мастерски нагнетают напряжение и демонстрируют различные сцены умопомешательства героя Кински, такие как нанесение женского макияжа и игры с пистолетом.

Кровавостей здесь совсем мало, но зато много саспенса. Предугадать действия садиста практически невозможно, ибо он затеял со своими жертвами странную игру, которая понятна только ему одному. Первые 50 минут фильма проходят в неторопливом, но очень напряженном темпе, а затем Доктор Гюнтер быстро убивает всех своих постоялиц одну за другой, чтобы поиграть с главной героиней в смертельно опасную игру. Ближе к финалу он окончательно сходит с ума и ведет себя совершенно неадекватно. Всё это действо происходит под отличную музыку Пино Донаджио, одна мелодия из которой в будущем перекочует в фильм «Город-призрак» (Ghost town, 1988). Также нас ждет пара приятных песен, музыку к которым написал Донаджио, а текст Дэвид Шмёллер. Ну и стоит отметить, что любители клубнички тоже не останутся в накладе и смогут лицезреть несколько обнаженных девушек и одну совсем короткую и целомудренную эротическую сценку.

Главную роль в фильме исполнил Клаус Кински. Ему как нельзя лучше подходят роли всяких отрицательных персонажей и в особенности всяких врачей-садистов, нацистов, маньяков и т.п. Таких талантов уже нет и никогда не будет. Главная женская роль досталась Талии Бэлсам, не очень известной актрисе, которая через год засветится в замечательном фильме ужасов Джеффри Оброу и Стивена Карпентера «Родственник» (The kindred, 1987). Но все актёры смотрятся довольно блекло на фоне игры Кински. Сам режиссёр выступил в роли мужчины, пытавшегося снять квартиру в начале фильма. Часть декораций была позаимствована из ужастика Джона Карла Бьюклера «Тролль» (Troll, 1985).

«Затаившийся» - ещё одно доказательство профессионализма Дэвида Шмёллера и его команды. Это один из лучших фильмов позднего Клауса Кински, который никогда не скрывал, что снимается во всём, что ему предлагают. Тем паче, что на закате его карьеры ему предложили такую замечательную роль в не менее замечательном фильме. «Спуск» - отличный психологический триллер, который будет держать зрителя в напряжении вплоть до самых финальных титров. Рекомендации.

Материал опубликован: 19 февраля 2009 года.