Убийца полицейских
Оригинальное название: Copkiller (l'assassino dei poliziotti), Order of death, Corrupt.
Производство: Италия 1983г.
Режиссер: Роберто Фаэнца.
В ролях: Харви Кейтель, Джон Лайдон, Леонард Манн, Николь Гарсия, Карла Романелли, Сильвия Сидней.
Роберто Фаэнца – фигура в итальянском кино малоизвестная, но уважаемая ценителями кинематографа этой страны. Среди зрителей достаточно высоко котируется его дебютная лента «Эскалация» (Escalation, 1969) и закрученный загадочный триллер «Убийца полицейских», вышедший на экраны в 1983-м году и ныне тоже порядком подзабытый. О нём и пойдет речь.
Главными героями фильма являются двое коррумпированных полицейских Фред о’Коннор (Харви Кейтель) и Боб Корво (Леонард Манн). На полученные незаконным путем деньги они покупают квартиру в элитном доме, существование которой Боб скрывает даже от своей подруги. Его мучают угрызения совести, и он планирует продать свою часть и уехать с подругой за город. В это же время город захлестнула волна убийств полицейских: неизвестный маньяк выслеживает и убивает работников полиции, причем делает это очень аккуратно и не оставляет никаких улик. В один день к Фреду домой приходит молодой человек по имени Лео (Джон Лайдон) и признается в совершенных убийствах. Поначалу не зная, шутит парень или нет, Фред делает его своим заложником, боясь, что тот, в случае невиновности, расскажет о квартире следователям, и тогда двух коррупционеров ждет наказание. Постепенно Фред, сам того не замечая, оказывается вовлеченным в опасную игру, которую затеял с виду простой и пугливый Лео. Вопрос в том, кто из них является разыскиваемым убийцей полицейских и кому суждено победить в этом безумном состязании…
Режиссёр не стал снимать стандартный криминальный триллер, которых в те времена выходило достаточно много. Он создал мрачную, запутанную и неторопливую историю странных взаимоотношений коррумпированного полицейского и не совсем вменяемого юноши, неожиданно вторгшегося в его жизнь. Фильм начинается с убийства полицейского маньяком в маске, после чего нас быстренько знакомят с главными героями и опять показывают убийцу. Но с приходом Лео в дом Фреда всё в корне меняется. Картина резко замедляет темп своего развития, а сам маньяк и вовсе пропадает. Теперь авторы ставят перед зрителем непростую задачу - разгадать, кем же являются двое главных героев и кто из них на самом деле убийца полицейских, если он вообще существует.
С течением времени авторы нагружают эту историю всё большим и большим количеством интриг, загадок, недомолвок и странностей, а отношения между главными героями напоминают общение психически неуравновешенных людей. Поначалу Фред бьет Лео, всячески издевается над ним, а тот даже не пытается бежать, даже когда ему представляется возможность, и наоборот провоцирует коррупционера на дальнейшие действия. В середине фильма он всё же сбегает, но очень быстро возвращается и их отношения претерпевают кардинальные изменения. Если в первой половине фильма лидером был Фред, то во второй он очень быстро уступает место своему молодому сожителю и беспрекословно выполняет все его указания.
Ближе к финалу зритель уже вообще не будет понимать, что происходит на экране, ибо сюжет превращается в галлюцинацию и приобретает сюрреалистические оттенки. Можно уже не пытаться понять поступки героев с позиции здравого смысла и не угадывать, кто из них является маньяком. Это бесполезно, да и тоже как бы отходит на второй план, ибо теперь главенствующую роль в финале занимает странная игра двух героев, вернее игра Лео и его манипуляции Фредом и его жизнью. Ближе к финалу картина превращается в сплошное непредсказуемое безумие.
На главную роль Роберто Фаэнца пригласил в будущем очень известного актёра Харви Кейтеля. Он идеально исполнил свою роль и очень правдоподобно передал на экране медленное превращение жесткого полицейского в слабое и ни на что не способное существо. Его партнером по съёмочной площадке был Джон Лайдон, фильмография которого весьма скудна и который заметно уступает Кейтелю в плане актёрской игры, но вполне сносно исполняет свою роль, благо от него не требовалось ничего сверхъестественного. Ну и напарника Фреда сыграл тоже хорошо знакомый любителям итальянского кино Леонард Манн. А для того, чтобы фильм был ещё более напряженным и загадочным, Роберто Фаэнца пригласил Эннио Морриконе. Великий композитор создал очередной шедевральный саундтрек, который приятно слушать даже без видеоряда и который делает кульминационные сцены ещё более напряженными, позволяя авторам играть на нервах зрителя.
«Убийца полицейских» - ныне незаслуженно забытый шедевр жанра триллеров, который стоит посмотреть не только поклонникам полицейского кино, но и всем тем, кто любит неординарные качественные картины. Это как раз одна из них.
Материал опубликован: 13 декабря 2012 года.