Китай близко

  • Оригинальное название: La Cina è vicina, The China is near.

  • Производство: Италия 1967г.

  • Режиссер: Марко Беллоккьо.

  • В ролях: Глауко Маури, Эльда Таттоли, Паоло Грациози, Пьерлуиджи Апра, Клаудио Кассинелли, Лаура де Марки.

Италия, 1967 год. Маленький тихий городок. Профессор Витторио Гордини, богатый интеллектуал, отпрыск графского рода, готовится к выборам членов городского совета. Несмотря на свой высокий социальный статус и знатное происхождение сеньор Гордини собирается баллотироваться в депутаты от левой организации – «Объединённой социалистической партии». Вести избирательную кампанию профессору помогает член этой партии Карло, молодой человек, собирающийся жениться на своей девушке Джованне, которая, в свою очередь, работает секретаршей профессора. Витторио Гордини неровно дышит по отношению к Джованне, но невеста молодого социалиста, поначалу даёт решительный отпор потенциальному депутату. Но вот её жених Карло, не утруждающий себя соблюдением норм приличия, вступает в половую связь с родной сестрой своего босса, графиней Еленой Гордини Мальвецци, уже немолодой женщиной, любящей плотские утехи. Не стоит думать, что Карло является любителем дам бальзаковского возраста: это не так. Прыткий молодой мужчина всего-навсего хочет улучшить своё положение в обществе, а в этом деле графиня очень даже может помочь. Пока Карло не знает, что Елена готова делить с приятными ей мужчинами постель, но вот вступать с кем-то из них в брак она не желает, отрицательно относясь к мезальянсам.

Профессор Витторио, став свидетелем интима между своей сестрой и своим же политическим консультантом-помощником, немедленно решил воспользоваться сложившейся ситуацией и сообщил об увиденном Джованне. Та отомстила своему неверному жениху стандартным женским способом: переспала с графом Гордини. Впрочем, достаточно быстро Джованна убедилась в том, что Карло мало волнует этот факт…

На это раз острие критики Беллоккьо направлено на современных ему умеренных левых, которые не могут избавиться от своего мелкобуржуазного менталитета. Главные мужские персонажи фильма, Витторио и Карло, выступают как бы собирательными образами традиционных социалистов. Формально, эти люди ратуют за улучшение жизни простых людей, но на деле борцы за народное счастье – самые обыкновенные буржуа. Профессор Гордини чужд простому народу не только классово, но и ментально. Этот упитанный богач, проживающий в большом красивом доме, думает только об одном: как бы занять место в городском совете. А своё свободное время этот индивид тратит на попытки затащить в постель Джованну. В фильме есть великолепный момент, когда Гордини и Карло прибывают в некий городской район, где профессор должен выступать перед небольшой аудиторией. Кандидат-социалист Гордини и стоящая перед ним кучка простых горожан выглядят очень контрастно: создаётся впечатление, что это не встреча радетеля о народе с этим самым народом, а приезд карикатурного буржуа посмотреть на жизнь «плебса». Упитанный холёный профессор-граф, облачённый в солидный костюм, а напротив него худые, скромно одетые люди. Последние весело подкалывают «народного» кандидата всякими меткими замечаниями, а потом и вовсе поколачивают его и портят ему машину. Произошла эта вспышка народного гнева после того, как Витторио попытался побить мальчишку, присвоившего себе упавший на землю лист, на котором была записана часть несостоявшегося выступления графа.

Негативный образ умеренных социалистов Беллоккьо отлично дополняет образом Карло. Этот молодой левак, очень сильно хочет сменить свой социальный и имущественный статус, для чего, не раздумывая, становится любовником немолодой графини. Позже он путано объясняет своей девушке, что на самом деле любит Елену, а тот, факт, что она очень небедная особа, не играет особой роли. Впрочем, как уже упоминалось в своём месте, Карло мало заботят какие-то там объяснения, так как он всеми силами желает избавиться от рая в шалаше.

Таким образом, в фильме мелкими штрихами постепенно вырисовывается детальный образ традиционных левых. Это обыкновенные мелкие буржуа, погрязшие в разврате и интригах, но на словах – искренние радетели за счастье простых людей. Режиссёр показывает невозможность улучшить что-либо в жизни трудящихся масс, пока этим занимаются такие люди, как Витторио и Карло – богач, стремящийся получить депутатское кресло, посредством популизма, не скрывающий желания переспать с девушкой своего помощника и одержимый жаждой денег молодой Карло, не стесняющийся ради достижения своей «благородной» цели стать любовником возрастной, высокомерной, но богатой потаскухи.

Внимательно следивший за событиями в Китае Беллоккьо, конечно же, знал, о начавшейся там, в августе 1966 года, т.н. «культурной революции», направленной на искоренение «буржуазных» ценностей. Поэтому в рассматриваемой нами кинокартине мэтра не случайно наличие одного очень важного второстепенного персонажа: юного семинариста Камилло. Изучающий закон Божий юноша, на деле является ярым сторонником идей Мао и других левых радикалов. Кстати, этот самый Камилло приходится братом «социалисту» Витторио и графине Елене, но какого-либо пиетета к своим родственникам не испытывает. Вместе с небольшим числом соратников-маоистов, Камилло дважды делает кое-какие пакости объединённым социалистам. Смотрятся эти шалости забавно, но не совсем: глядя на Камилло и его «камрадов», зритель начинает понимать, что из таких вот любителей «Великого Кормчего» через несколько лет вырастали жестокие боевики «Красных бригад». Ведь деятельность Камилло и ему подобных, была, в большей степени, обусловлена эмоциями, а не разумом.

Итак, «Китай близко» - талантливая работа молодого (на момент съёмок) режиссёра, который не скрывал своих симпатий к красному Китаю. В своём втором полнометражном фильме Беллоккьо тонко высмеял легальных социалистов, выставив их как силу, неспособную в силу своей реакционной, мелкобуржуазной ментальности, сделать что-либо полезное для простых людей. Параллельно с этим в ленте репрезентируется альтернативная политическая сила – маоисты. Пусть каждый зритель самостоятельно ответит себе на вопрос о том, кто лучше: погрязшие в обывательщине популисты-демагоги или молодые радикалы, в чьих головах роились идеи, принесённые «ветром с востока»? Или есть что-то третье? Возможно и не утруждать себя раздумьями о политике, а просто посмотреть этот приятный фильм, наслаждаясь его грамотным сюжетом, визуальным рядом, актёрской игрой, неожиданным финалом и великолепной музыкой Эннио Морриконе.

P.S. В 1957 году в Милане был опубликован путевой дневник известного итальянского писателя и журналиста Энрико Эмануэлли. Эти заметки были изданы под названием «Китай близко». Спустя десять лет Беллоккьо использовал название книги Эмануэлли для заглавия своего фильма.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 24 декабря 2010 года.