Подвал ужасов


Оригинальное название: Chamber of horrors.
Производство: США 1966г.
Режиссер: Хай Авербек.
В ролях: Патрик о'Нил, Чезаре Данова, Уилфрид Хайд-Уайт, Лаура Девон, Сьюзи Паркер.
       Фильм начинается с предупреждения о шокирующем содержании. Закадровый голос предупреждает, что перед каждой страшной сценой будет особый знак в виде мелькания экрана и шумовой звук, чтобы особо пугливые зрители смогли вовремя закрыть глаза. Далее начинается сам фильм. В прологе мы видим жуткую свадебную церемонию, в которой под дулом пистолета священник венчает мужчину с мертвой девушкой. После этого мы узнаем, что это был разыскиваемый полицией убийца Джейсон Краватте (Патрик о'Нил). В конце концов его находят и приговаривают к смертной казни через повешение, но во время переезда на место казни ему удается бежать, спрыгнув в реку с прикованным к руке железным вентилем. Чтобы спасти свою жизнь и не утонуть Джейсон отрубил себе кисть. После долгих поисков полиция так и не нашла труп, но почему-то закрыла дело и посчитала, что убийца мертв. На деле же маньяк слегка изменил внешность и теперь уже под другим именем приезжает в город с очаровательной Мари (Лаура Девон), которой он пообещал кучу денег в обмен на помощь. А помощь заключается в соблазнении судей: девушка должна будет заманить ухажеров в укромное место и быстро удалиться. После этого на арену выходит маньяк с набором инструментов, которые он легко прикрепляет к поврежденной руке и начинает убивать представителей власти одного за другим. Этим самым он мстит за то, что его приговорили к смерти. И мстить он намерен абсолютно всем судьям в городе, а потом принимается и за детективов, которые случайно выходят на его след...
       Несмотря на эффектное предупреждение в начале фильма, шокирующих и жестоких сцен даже для тех времен я не увидел. Большинство из них остается за кадром. Сцена с отрубанием руки в воде снята очень плохо. Мало того, что перед ней выскакивает то самое предупреждение и ожидающий шока зритель так ничего и не увидит, так ещё и техническая сторона этого эпизода оставляет желать лучшего. По идее, когда Джейсон начал рубить руку, вода вокруг него должна окраситься в цвет крови. Но этого не происходит, и лишь когда он заканчивает свое дело, зритель сможет увидеть некое подобие краски, которое авторы всё же удосужились добавить в воду за несколько секунд до конца сцены. Остальные «шокирующие эпизоды» тоже остаются за кадром и зритель будет чувствовать себя обманутым, помня текст в начале фильма и видя предупреждения. А вот финальная смерть выглядит куда жестче всех остальных сцен вместе взятых и никакого предупреждения перед ней нет. В общем, авторы сами не знали, как напугать зрителя и в результате расставили знаки по фильму немного не впопад. Сами предупреждения выглядят довольно оригинально. Экран мелькает то ли оранжевым, то ли красным цветом, и в это время играет некое подобие искаженного звука колоколов.

       Сюжет фильма хоть и весьма интересный, но всё же у него есть ряд недостатков. Главный из них - его медленное развитие. Во многих готических лентах действия либо совсем мало либо его почти нет вообще. Здесь режиссёр попытался пойти по тому же пути, но вот нужной атмосферы он не создал. Из-за этого фильм местами очень скучен. Например, после пролога минут двадцать на экране ровным счетом ничего не будет происходить. Герои будут общаться, обсуждать разные темы, строить догадки и водить посетителей по музею восковых фигур. Далее следует арест Джейсона, его побег, встреча с дамой, а после опять очень продолжительная сцена на балу с кучей ненужных разговоров, догадок и необычайно веселой музыкой. В эти моменты можно подумать, что смотришь какую-то мелодраму, а не шокирующий фильм ужасов, как представили свое творение создатели. Картина смотрелась бы на порядок лучше, хотя бы даже без этих двух сцен или же на крайний случай их можно было бы сократить. Ещё авторы ввели в свою историю один странный персонаж - карлика, который помогает инспекторам в расследовании. Всё бы ничего, но легкий налет юмора здесь был неуместен и он напрочь разрушает всю атмосферу фильма.
       Раз уж я затронул атмосферу, то сейчас самый раз о ней поговорить. Режиссёр Хай Авербек, видимо, попытался создать мрачную версию хаммеровских фильмов 1960-х. Местами у него это получилось и часть сцен просто великолепны. Заявленного в названии подвала здесь практически не показывают, но зато интерьеры остальных помещений, костюмы героев и улицы сразу же относят нас в XIX век, в те мрачные времена, когда на улицах Лондона орудовал Джек-потрошитель. Сами герои выглядят очень стильно и по поведению больше всего близки к настоящим английским джентльменам. Но их всех затмевает маньяк в блистательном исполнении Патрика о'Нила. Джейсон ну просто вылитый Джек-потрошитель с железной рукой, на которую можно нацеплять как крюк, так и различной длинны и ширины лезвия, чем он успешно и занимается. Девушка Мари по сюжету не знает о злодеяниях своего покровителя, но тут возникает вопрос: как же она могла об этом не знать, если те люди, которых она по просьбе Джейсона заманила в укромные места, найдены на утро мертвыми? Очередной ляп сценария...

       Несмотря на немного затянутый сюжет, неровную атмосферу и разный стиль на всем протяжении фильма, он все-таки смотрится с интересом, но это определенно не шедевр. Вот только ряд комичных сцен с карликом и его беготня очень сильно портят всю историю, и настроившийся на серьезный просмотр страшного фильма зритель, будет разочарован. В любом случае картину стоит посмотреть всем любителям американских ужастиков по типу картин Роджера Кормана с Винсентом Прайсом, но до них ленте Хая Авербека очень далеко.

Материал опубликован: 8 декабря 2009 года.