Захват
Оригинальное название: La cattura, The ravine.
Производство: Италия-Югославия-США 1969г.
Режиссер: Паоло Кавара.
В ролях: Николетта Макьявелли, Дэвид МакКоллум, Ларс Блох, Джон Кроуфорд.
Паоло Кавара начал свою карьеру с документальных фильмов жанра мондо и является одним из авторов в свое время нашумевшего «Собачьего мира» (Mondo cane, 1962). Далее последовало ещё несколько подобных картин, после чего режиссёр переключился на игровое кино. «Захват» - второй художественный фильм Паоло Кавары, который снимался совместно с Югославией и США.
В конце 1960-х в Европе имел некоторую популярность жанр военных фильмов, но она также быстро прошла, как и появилась, а сам жанр тот час же угас. Большинство этих картин были очень дешево сняты и предназначались для американского рынка, поэтому и героями там были американцы. Кавара решил привнести нечто новое и необычное в данный тип фильмов и выдал нам любовную историю на фоне Второй Мировой войны, причем снятую без нарочитого мелодраматизма и с достаточным количество действия.
Главная героиня фильма – Аня (Николетта Макьявелли), югославская снайперша, которой нет равных. Вместе с русскими партизанами она противостоит фашистам. Не зная, как поймать настырную девушку, нацисты отправляют на её поиски настоящего профессионала по фамилии Хольманн (Дэвид МакКоллум), который должен разыскать и доставить в штаб бунтарку. Он успешно берет её в плен, но ряд событий не позволяет ему вовремя доставить её немецкому командованию. Они вынуждены остановиться в заброшенной избушке среди бескрайних лесов и снегов. Именно там они влюбляются друг в друга, но их счастье продолжается недолго. Нацисты пробираются вглубь Югославии и находят эту хижину, а за этим последует ряд трагических событий, которые навсегда поставят крест на так хорошо начинавшейся любовной истории…
Паоло Кавара снял действительно интересное и драматическое зрелище. Первая половина фильма посвящена боям и батальным сценам между партизанами и нацистами. А вторая – отношениям главных героев. Причем отношения эти будут показаны не как какая-нибудь мыльная опера для домохозяек, а мельком, но в то же время зритель будет понимать, что у героев возникло нежное чувство. Потом опять начнутся бои, и закончится фильм трагической развязкой. Никакой попытки показать или переписать историю, никакой военной бойни, ничего… война в этом фильме служит лишь фоном для показанной на экране человеческой драмы.
Снимался фильм в основном в заснеженных лесах и паре помещений, что говорит о его низком бюджете. Но при просмотре это совершенно не чувствуется. Авторы написали такой сценарий, что он не требует каких-то больших вложений и одновременно является интересным для зрителя. Батальных сцен здесь практически нет, ибо в этом фильме нацистам противостоят партизаны, а с ними массовые бойни редко возможны. Нам обязательно покажут их вылазки и мелкие стычки с нацистами, но авторы всё же фокусируются на Ане, её личной войне с фашистами и отношениям с Хольманном, а всё остальное – это лишь фон. Сцены в заснеженном лесу смотрятся очень приятно и необычно для европейского кино, особенно такого дешевого, как это.
Главные роли авторы отдали хорошо узнаваемым личностям – итальянке Николетте Макьявелли и англичанину Дэвиду МакКоллуму. Без их потрясающей игры фильм бы очень многое потерял. Дэвид МакКоллум, кстати, играл русского агента Илью Курякина в серии шпионских фильмов 1960-х. Визуальный ряд картины радует глаз: все эти заснеженные леса, одинокая заброшенная избушка смотрятся просто потрясающе. А общее печальное настроение является прекрасным дополнением драматическому сюжету.
«Захват» - потрясающая военная драма, просмотр которой я рекомендую всем категориям зрителей. Паоло Кавара создал незаурядный и качественный фильм, который займет достойное место в коллекции любого поклонника итальянского кино.
Материал опубликован: 20 августа 2008 года.