Замок живых мертвецов
Оригинальное название: Il castello dei morti-vivi, Castle of the living dead, Crypt of horror.
Производство: Италия-Франция 1964г.
Режиссер: Лучиано Риччи (Герберт Уайз), Лоренцо Сабатини (Уоррен Кифер), Майкл Ривз (нет в титрах).
В ролях: Кристофер Ли, Филипп Лерой, Гайа Джермани, Дональд Сазерленд, Жак Стани (Джек Стани).
Производство: Италия-Франция 1964г.
Режиссер: Лучиано Риччи (Герберт Уайз), Лоренцо Сабатини (Уоррен Кифер), Майкл Ривз (нет в титрах).
В ролях: Кристофер Ли, Филипп Лерой, Гайа Джермани, Дональд Сазерленд, Жак Стани (Джек Стани).
Этот европейский готический фильм ужасов, в отличие от некоторых подобных картин, не раз демонстрировался по американскому и итальянскому телевидению. Я уже не говорю об изданиях на VHS и различных пиратских копиях. Но до сих пор ходят споры о том, кто является настоящим режиссёром этого творения. В титрах стоит два имени, одно в начале, другое в конце – Уоррен Кифер и Герберт Уайз. Герберт Уайз – это псевдоним малоизвестного итальянского режиссёра Лучиано Риччи, в то время как Уоррен Кифер – имя, которое использовал другой итальянец Лоренцо Сабатини. Плюс к этому в режиссёрском кресле, по слухам, сидел и британец Майкл Ривз, который был одним из авторов сценария и в те времена как раз работал в Италии. Но в то же время есть мнение, что на самом деле режиссёром этого творения является Уоррен Кифер, реально существовавший человек, а не псевдоним итальянского автора. Пока это только ничем не подтвержденое мнение, и вряд ли мы узнаем правду в обозримом будущем, если вообще когда-либо узнаем. Но сам фильм получился действительно неоднородным, как будто его и впрямь снимали несколько человек. Название картины обманывает зрителя: никаких живых мертвецов здесь нет, а есть только навсегда застывшие под действием странного препарата люди. Поэтому те, кто ожидает страшное кино про потусторонний мир и мертвецов, могут не беспокоиться.
Действие фильма происходит после войны 1812 года во Франции. Группа бродячих артистов принимает приглашение странного графа Драго (Кристофер Ли) посетить его замок и дать свой концерт. По дороге они встречают странную старуху, которая предупреждает, что если они поедут в этот замок, то большинство из них погибнет. Естественно, наши герои именно это и сделали. Хозяин замка оказался довольно гостеприимным и галантным человеком, который проводит какие-то странные исследования в своей лаборатории и создает некое подобие чучел животных. Постепенно гости начинают гибнуть один за другим весьма странными смертями. Большинство из них вполне сошли бы за несчастные случаи, вот только таковыми они не являются. Дело в том, что Граф Драго и его слуга решили навсегда оставить артистов в своем замке, накачав их специальным веществом и превратив в очередные экспонаты обширной коллекции человеческих трупов, которые граф собирает на протяжении многих лет… Лоренцо Сабатини и Майкл Ривз придумали, вроде как, и оригинальную идею, но в то же время она отдаленно напоминает некоторые другие сюжеты, хотя и отличается от них. Например, нечто подобное можно встретить в фильмах про безумных владельцев музеев восковых фигур. Но это ещё мелочь. Огорчает другое: сюжет неимоверно затянут, и содержит ряд совершенно ненужных сцен и диалогов, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а только делают фильм ещё более скучным. Готическим фильмам ужасов свойственна неторопливость, а иногда и практически полное отсутствие действия, но это немного другой случай. Авторы создают неплохую атмосферу, типичную для подобных картин того времени, но большую часть экранного времени они стараются не напугать зрителя или поразить его великолепием визуального ряда, а продемонстрировать ничего не понимающих главных героев, а также их отношения. Всё это быстро вызывает скуку и желание чуток промотать фильм вперед. И это при том, что картина содержит на порядок больше действия, нежели многие другие признанные шедевры жанра.
Рассказ о разгуле преступности в начале фильма и соответствующие сцены с нападением бандитов на людей вообще не клеятся с сюжетом и дальше никак не влияют на происходящие события. Один из главных героев, Эрик (Филипп Лерой), только что вернувшийся с войны лейтенант, почему-то неожиданно соглашается стать актёром и сыграть вместе с бродягами в замке графа. Ещё минуту назад он был в кабаке и даже не глядел на сорящихся из-за денег бродячих артистов. Но самым главным героем является карлик, которому авторы уделяют чуть ли не большую часть экранного времени и который играет едва ли не ключевую роль в сюжете. Визуальный ряд, вроде бы, очень хорош, но всё-таки фильму чего-то не хватает. Возможно, авторам следовало бы нагнетать напряжение и создать более зловещую атмосферу. А та, которая есть, делает фильм подобным сказке, а при таком количестве диалогов, почти полном отсутствии жестокостей и каких-либо страшных вещей, фильм и превращается в самую настоящую сказку. Но всё же, любители готического кино вдоволь смогут насладиться красивыми интерьерами замка и замечательной мрачной музыкой Анджело Ф.Лаваньино.
Бесспорной звездой фильма является Кристофер Ли, который на этот раз носит небольшую бородку и играет типичную для себя роль зловещего и одновременно галантного графа. Филипп Лерой тоже замечательно смотрится на экране, но его персонаж не достаточно серьезен. До сих пор не могу понять, как это герой войны вдруг поехал с бродячими артистами играть приговоренного к казни преступника. Ну и ещё стоит отметить, что «Замок живых мертвецов» - это дебютная картина известного актёра Дональда Сазерленда, который сыграл здесь аж три роли: помощника графа, полицейского и ведьму, живущую в лесу. И сделал он это очень хорошо. Огорчает только одна вещь: зачем было делать из полицейских клоунов? Всего их было три и двое даже своим внешним видом вызывают улыбку, а уж их поведение так и вообще превращает фильм в комедию. Юмор в таком кино неуместен и авторы должны были это понимать, но всё равно попытались добавить пару комичных эпизодов, что является серьезным минусом ленты.
«Замок живых мертвецов» непременно доставит удовольствие всем любителям готических фильмов ужасов. А уж поклонники Кристофера Ли наверняка уже давно заимели этот фильм к себе в коллекцию. Но по сравнению с другими работами в этом жанре и с объективной точки зрения фильм получился средненьким, как по атмосфере так и по сюжету, поэтому рекомендуется к просмотру только ярым поклонникам жанра и Ли.
Действие фильма происходит после войны 1812 года во Франции. Группа бродячих артистов принимает приглашение странного графа Драго (Кристофер Ли) посетить его замок и дать свой концерт. По дороге они встречают странную старуху, которая предупреждает, что если они поедут в этот замок, то большинство из них погибнет. Естественно, наши герои именно это и сделали. Хозяин замка оказался довольно гостеприимным и галантным человеком, который проводит какие-то странные исследования в своей лаборатории и создает некое подобие чучел животных. Постепенно гости начинают гибнуть один за другим весьма странными смертями. Большинство из них вполне сошли бы за несчастные случаи, вот только таковыми они не являются. Дело в том, что Граф Драго и его слуга решили навсегда оставить артистов в своем замке, накачав их специальным веществом и превратив в очередные экспонаты обширной коллекции человеческих трупов, которые граф собирает на протяжении многих лет… Лоренцо Сабатини и Майкл Ривз придумали, вроде как, и оригинальную идею, но в то же время она отдаленно напоминает некоторые другие сюжеты, хотя и отличается от них. Например, нечто подобное можно встретить в фильмах про безумных владельцев музеев восковых фигур. Но это ещё мелочь. Огорчает другое: сюжет неимоверно затянут, и содержит ряд совершенно ненужных сцен и диалогов, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а только делают фильм ещё более скучным. Готическим фильмам ужасов свойственна неторопливость, а иногда и практически полное отсутствие действия, но это немного другой случай. Авторы создают неплохую атмосферу, типичную для подобных картин того времени, но большую часть экранного времени они стараются не напугать зрителя или поразить его великолепием визуального ряда, а продемонстрировать ничего не понимающих главных героев, а также их отношения. Всё это быстро вызывает скуку и желание чуток промотать фильм вперед. И это при том, что картина содержит на порядок больше действия, нежели многие другие признанные шедевры жанра.
Рассказ о разгуле преступности в начале фильма и соответствующие сцены с нападением бандитов на людей вообще не клеятся с сюжетом и дальше никак не влияют на происходящие события. Один из главных героев, Эрик (Филипп Лерой), только что вернувшийся с войны лейтенант, почему-то неожиданно соглашается стать актёром и сыграть вместе с бродягами в замке графа. Ещё минуту назад он был в кабаке и даже не глядел на сорящихся из-за денег бродячих артистов. Но самым главным героем является карлик, которому авторы уделяют чуть ли не большую часть экранного времени и который играет едва ли не ключевую роль в сюжете. Визуальный ряд, вроде бы, очень хорош, но всё-таки фильму чего-то не хватает. Возможно, авторам следовало бы нагнетать напряжение и создать более зловещую атмосферу. А та, которая есть, делает фильм подобным сказке, а при таком количестве диалогов, почти полном отсутствии жестокостей и каких-либо страшных вещей, фильм и превращается в самую настоящую сказку. Но всё же, любители готического кино вдоволь смогут насладиться красивыми интерьерами замка и замечательной мрачной музыкой Анджело Ф.Лаваньино.
Бесспорной звездой фильма является Кристофер Ли, который на этот раз носит небольшую бородку и играет типичную для себя роль зловещего и одновременно галантного графа. Филипп Лерой тоже замечательно смотрится на экране, но его персонаж не достаточно серьезен. До сих пор не могу понять, как это герой войны вдруг поехал с бродячими артистами играть приговоренного к казни преступника. Ну и ещё стоит отметить, что «Замок живых мертвецов» - это дебютная картина известного актёра Дональда Сазерленда, который сыграл здесь аж три роли: помощника графа, полицейского и ведьму, живущую в лесу. И сделал он это очень хорошо. Огорчает только одна вещь: зачем было делать из полицейских клоунов? Всего их было три и двое даже своим внешним видом вызывают улыбку, а уж их поведение так и вообще превращает фильм в комедию. Юмор в таком кино неуместен и авторы должны были это понимать, но всё равно попытались добавить пару комичных эпизодов, что является серьезным минусом ленты.
«Замок живых мертвецов» непременно доставит удовольствие всем любителям готических фильмов ужасов. А уж поклонники Кристофера Ли наверняка уже давно заимели этот фильм к себе в коллекцию. Но по сравнению с другими работами в этом жанре и с объективной точки зрения фильм получился средненьким, как по атмосфере так и по сюжету, поэтому рекомендуется к просмотру только ярым поклонникам жанра и Ли.
Материал опубликован: 17 февраля 2010 года.