Дом семи могил


Оригинальное название: La casa de las siete tumbas, House of the seven graves.
Производство: Аргентина 1982г.
Режиссер: Педро Стоки.
В ролях: Соледад Сильвейра, Сесилия Сенси, Мигель Анхель Сола, Мария Роза Галло.
       До недавнего времени о существовании этого странного аргентинского фильма знало совсем мало народу, несмотря на то, что картина два раза издавалась на VHS, правда это было много лет назад. Название ленты намекает на то, что зрителю предстоит увидеть, скорее всего, мистическую готическую историю, но это ошибочное представление, ибо на деле безвестный аргентинский режиссёр Педро Стоки снял настоящий сюрреалистический кошмар, который наверняка сильно удивит и потрясет воображение любителей всяких кино-странностей и кино-дикостей.

       Несмотря на то, что Педро Стоки начал свою карьеру аж в середине 1960-х, «Дом семи могил» - это всего лишь вторая его художественная лента. До этого он снял политический фильм «Похищение и смерть господина Дюпона» (Secuestro y muerte de Mr. Dupont), после которого последовал долгий период молчания и, наконец, в 1982 году выпустил на экраны самое известное свое творение, о котором сейчас и пойдет речь. К сожалению, у меня нет информации о прокатной судьбе картины; лишь IMDB указывает, что «Дом…» получил номинацию на Фестивале фантастических фильмов в 1983 году. Однако ничего фантастического и мистического в этой картине нет! Это дикая сюрреалистическая история, полная всяких странных образов и сцен, сюжет которой едва различим.
       Для начала попробуем разобраться в сюжете, что будет весьма непросто, ибо временами он полностью отсутствует. Фильм начинается с показа двух маленьких девочек: одна из них смелая, а другая наоборот всего боится. Это зритель понимает из их короткого разговора. Далее действие переносится уже на пару десятков лет вперед, и мы встречаем тех же, но уже ставших взрослыми девушек. Теперь их характеры сильно поменялись. Сесилия (Сесилия Сенси), будучи пугливой в детстве, сейчас наоборот сама смелость, а её подруга Клара (Соледад Сильвейра) стала забитой и нелюдимой и практически не поддерживает контактов с внешним миром. Сесилия всегда пользовалась популярностью у мужчин, в то время как на её более симпатичную подругу никто не обращал внимания. Однажды Кларе понравился один молодой человек, но он не обращал на неё внимания. Во время игры в жмурки он поймал Клару, и та была счастлива и надеялась, что это положит начало их знакомству, но в следующий момент произошло то, что навсегда оставило след в памяти девушки. Этот молодой человек, ощупывая лицо Клары, сказал «Какая же ты красивая, Сесилия!». Это была лишь предыстория, которую я постарался собрать по крупицам из разных частей сюжета. Основная линия заключается в следующем: Сесилия со своим женихом Армандо отправляется в другой город. По дороге они заблудились и встретили в лесу человека, который ловил и сжигал кошек. Он рассказал, что работает на странную аристократку, которая живет в особняке неподалеку, обожает крыс и ненавидит всё остальное, приказывая своим людям никого не пускать на территорию её поместья, даже кошек. Но в эту ночь она согласилась приютить молодую пару. Со временем они узнают, что на заднем дворе этого особняка находится семь могил и что хозяйка дома – безумная женщина, когда-то убившая своего мужа…

       Ещё раз повторюсь, что сюжет фильма весьма и весьма расплывчатый и включает в себя как бы несколько линий, которые постоянно пересекаются и по очереди выходят на первый план. Гораздо больше интересна необычная подача материала и стиль режиссёра. Всё происходящее на экране более походит на кошмарный сон, который тоже может быть невнятен, но оказывает сильный эффект и может заставить вас проснуться в холодном поту.
       Режиссёр создает совершенно нездоровую и мрачную атмосферу, которая не имеет ничего общего с европейской готикой или азиатским мистицизмом. Это оригинальный режиссёрский стиль Стоки, который вряд ли кому удастся повторить. Действие, кончено же, происходит преимущественно ночью, а старинный особняк, в котором живет странная женщина смотрится особо зловеще в это время. С момента приезда молодой пары в поместье начинают происходить странные вещи. Сначала они оказываются запертыми в своей же комнате, потом становятся свидетелями какого-то странного ритуала на заднем дворе среди могил. Этот ритуал смотрится просто великолепно, но смысл его останется за пределами понимания зрителя. Тут же режиссёр будет чередовать вспышки воспоминаний из жизни хозяйки особняка, смерть её мужа, разные другие неприятные вещи. Периодически нам будут показывать умалишенную девушку с перекошенным лицом, которая будет ползать на четвереньках и бегать в окрестностях дома и которая испытывает какую-то нездоровую страсть к свиньям. Сцены с этой девушкой в свинарнике - просто верх болезненности. Наверняка некоторые неподготовленные зрители подумают, что это творение снимал человек с серьезными расстройствами психики. Также периодически нам показывают странного старика, который очень эмоционально рассказывает детям о ведьме и её страже-призраке, который убивает всех, кто приблизится к их владениям.

       По мере просмотра зритель понимает, что Клара потихоньку начинает сходить с ума. Она одинока и всем плевать на её судьбу, кроме подруги детства Сесилии. Но Клара сначала подсознательно, а потом уже осознанно начинает винить её во всех своих неудачах. Сцены с Кларой также периодически прерывают сюжет и показывают нам постепенный спуск в бездну безумия этой казалось бы милой и скромной девушки. То она примеряет красивые платья, ожидая ухажера, а потом неожиданно бьется в истерике, то пытается провести какой-то ритуал с фотографией подруги, то бесцельно бродит ночью по своему большому особняку. Она уже даже отказывается от ухаживаний одного мужчины и не открывает ему дверь дома, когда тот приходит дабы пригласить избранницу прогуляться. А ближе к финалу нам покажут, как она заперла Сесилию с женихом в какой-то комнате и пытается пустить туда газ…. Всё это смотрится просто потрясающе.
       Действия в фильме нет вообще: весь саспенс строится именно на вышеописанных странных сценах и ряде дикостей, которые нам показывает режиссёр ближе к концу фильма. Они включают: отрубленную голову, сцены в свинарнике и элементы каннибализма. Музыкальное сопровождение Хорхе Кандии, также как и сам фильм, весьма странное. Оно совсем не мрачное, но почему-то очень хорошо подходит к тёмному и «больному» видеоряду. В визуальном и звуковом плане фильм просто безупречен. Что же касается актёрской игры, то здесь тоже особо не к чему придраться. Видимо режиссёр сознательно решил взять совершенно непохожих друг на друга актрис. Соледад Сильвейра, единственное знакомое мне имя из титров, выглядит в разы красивее Сесилии Сенси и её героиня как раз не пользуется популярностью у мужчин, в то время как Сесилия только и успевает от них отбиваться. Обе актрисы очень хорошо справились со своими ролями. Все остальные персонажи в основном носят второстепенный характер, но актёры, их игравшие, тоже не подвели авторов и вполне достойно смотрятся на экране.

       «Дом семи могил» - один из самых странных и «больных» фильмов из всех, что я когда-либо видел. Получив кассету с этим творением, я думал, что мне предстоит увидеть некий мистический готический ужастик про призраков и воскрешение мертвых, но на деле я получил гораздо более оригинальную и красивую в визуальном плане картину, которая займет почетное место в коллекции любого поклонника необычного кино.


Материал опубликован: 05 сентября 2010 года.