Дом со смеющимися окнами
Оригинальное название: La casa dalle finestre che ridono, The house with the laughing windows.
Производство: Италия 1976г.
Режиссер: Пупи Авати.
В ролях: Лино Каполиккио, Франческа Марчиано, Джанни Кавина, Боб Тонелли, Фердинандо Орланди, Тонино Корадзари.
Как известно, Пупи Авати, один из талантливейших и оригинальных режиссёров Италии, регулярно обращался к жанру ужасов. Собственно, он начал свою карьеру с этого жанра и даже в новом веке нет-нет да снимет мистическую историю. В 1976 году вместе со своим братом Антонио Пупи решает снять очередной фильм ужасов, сценарий к которому они писали в сотрудничестве с давними соратниками Маурицио Костанцо и Джанни Кавиной. Бюджет картины был мизерный, а снималось всё это в итальянской деревушке, куда и отправилась небольшая съёмочная группа с друзьями-актёрами. На рекламу у авторов тоже не было денег, но это не помешало фильму собрать очень неплохую кассу и стать культовым. Однако за пределами Европы (или даже Италии) этот фильм долгое время был почти неизвестен, а первый официальный релиз в США получил только в начале 2000-х.
Стефано (Лино Каполиккио), талантливый реставратор картин, отправляется в маленькую итальянскую деревушку неподалеку от Феррары, чтобы в местной церкви восстановить фреску с изображением Святого Себастьяна, автором которой был душевнобольной художник Буоно Леньяни (Тонино Корадзари), известный как «художник агонии». Начав свою работу, Стефано столкнулся с всё усиливающимся противодействием со стороны неведомых сил. Сначала гибнет его друг, потом сам реставратор начинает получать анонимные звонки с угрозами и требованием прекратить реставрацию и уехать… Постепенно Стефано узнает историю жизни загадочного художника, страдавшего серьезными расстройствами психики, а также тот факт, что у него было несколько не менее больных сестер, которые, судя по всему, ещё живы и находятся где-то в городе. В один день он найдет захоронение трупов, служивших натурой для Леньяни, и узнает тайну этой семьи, которая окажется куда более шокирующей, чем может представить себе зритель…
Перед тем как говорить о достоинствах и недостатках фильма я хотел бы отметить, что любители динамичного действия, крови, стильных убийств и эротики могут не беспокоиться, ибо всего этого в картине нет. Как я уже сказал выше, у авторов этого творения было очень мало денег, поэтому они решили сосредоточиться на атмосфере, причем сделали это очень необычно. Вступительные титры идут на фоне шокирующих кадров, в которых несколько женщин режут ножами связанного мужчину. Эту сцену сопровождает мрачная музыка и истеричный шепот всё того же Леньяни, который в болезненно-поэтическом ключе рассказывает о своих красках и жизни. Поле этого идет полтора часа бездействия, и только в последние 10 минут зрителя ждёт действительно эффектный финал и жуткие сцены. Естественно, я не буду рассказывать о том, что там происходит, но отмечу, что картина заканчивается очень резко и оставляет простор для фантазии зрителя. Фактически ему частично самому нужно будет додумывать конец этой истории.
Основная часть фильма отдана приключениям главного героя в маленькой итальянской деревушке. Причем авторы не стали делать её суеверной, как это было во многих фильмах, а даже наоборот, многие люди в этом месте смахивают на городских жителей, а о суевериях и мистике – ни слова. Постепенно Стефано, сам того не осознавая, оказывается вовлеченным в сеть таинственных интриг, в которых участвует всё поселение. Люди начинают его сторониться и избегают даже малейшего намека на общение, а некоторые из них даже пытаются вредить. Атмосфера медленно, но верно накаляется и как бы намекает зрителю, что в финале его ждёт нечто страшное и ужасное. Ближе к концу фильма герой совсем запутывается в своём расследовании и тут развязка сама находит его…
В этом фильме вы не найдете мрачной готической атмосферы; настроение этой ленты в корне отличается от всех остальных подобных картин. Картина напоминает «липкий» тягучий страшный сон, в котором спящий мечется и безуспешно пытается найти выход… Во многом этому способствует отличная музыка Амедео Томмаси, которая, вроде бы, и не содержит каких-либо врезающихся в память мелодий, но в то же время идеально вписывается в содержание ленты и сливается с ней воедино. Добавим сюда отличные виды провинциальной Италии, талантливую операторскую работу Паскуале Ракини и получим красивейшее, манящее в пучину безумия полотно.
Авторы не стали сильно заморачиваться с поиском актёров, а пригласили своих друзей, среди которых был и Лино Каполиккио, сыгравший Стефано. Он очень неплохо вжился в образ обескураженного, но пытающегося докопаться до истины человека. Правда, я, всё же, хотел бы видеть на его месте кого-нибудь другого. Остальные роли были отданы малоизвестным личностям, многие из которых будут регулярно появляться в фильмах Пупи Авати. Среди них был и один из сценаристов Джанни Кавина.
«Дом со смеющимися окнами» - кино не для всех; кино для очень узкой категории почитателей волшебного мира итальянского кинематографа. Такой фильм мог появиться только в Италии и только в 1970-е гг. Замечательная, талантливая работа с неожиданной и шокирующей развязкой.
Материал опубликован: 16 декабря 2012 года.