Дом людоеда


Оригинальное название: La casa dell'orco, The ogre, Demons - III: The ogre.
Производство: Италия 1988г.
Режиссер: Ламберто Бава.
В ролях: Паоло Малко, Вирджинния Брайант, Сабрина Ферилли, Стефания Монторси.
       Этот фильм американские дистрибьюторы намеренно выдали за третью часть знаменитых «Демонов» Ламберто Бавы и тем самым привлекли к нему нецелевую аудиторию, результатом чего стала масса негативных отзывов о картине по всему интернету. Оно и понятно, ибо зрители ожидали увидеть всё то же отвязное действие, которое мы наблюдали в первых двух частях серии, а на деле получили тягучий мистический фильм с практически полным отсутствием действия и всяческих ужасов. Конечно же, авторы негативных рецензий отчасти правы: даже если абстрагироваться от некорректного издания на DVD, фильм действительно скучноват, но полным провалом его не назовешь.
       Итак, «Дом людоеда» (именно так можно перевести оригинальное название фильма – La casa dell’orco) является третьей по счёту частью сериала «Леденящий джалло» (Brivido giallo) и никакого отношения к дилогии «Демоны» не имеет. На этот раз Ламберто Бава позволил себе ряд вольностей в виде мимолетной сцены с обнаженкой и сексуальных действий чудовища по отношению к девушке, за что и получил прокатный рейтинг R. Фильм начинается с очень атмосферной сцены, в которой маленькая девочка, живущая в старинном средневековом замке, спускается в подвал и видит там некое чудовище в коконе, которое, оказавшись на свободе, начинает преследовать жертву. Далее мы узнаем, что это были видения главной героини, писательницы по имени Шерил (Вирджиния Брайант). Вместе с мужем по имени Том (Паоло Малко) и сыном Бобби она приезжает на каникулы в старинный итальянский замок. Сразу же после того, как семья въехала в это строение, у Шерил усилились кошмары и они стали как бы ещё более яркими и отчётливыми. Главным героем всех этих видений был некий мифический великан-людоед, который по легенде выбрал себе ряд жертв и сквозь века ждет удобного момента, чтобы их убить. И что самое главное – везде в доме Шерил находит признаки присутствия этого существа. Сначала это был её плюшевый мишка в подвале, которого она потеряла ещё в детстве, потом следы чудовищных лап повсюду, затем здоровенные сапоги. Том не верит рассказам Шерил и старается сделать так, чтобы она перестала писать свои романы ужасов и забыла про всю эту историю, а между тем присутствие в замке чудовища становится всё боле и более очевидным…

       Как вы уже могли догадаться, это фильм-ожидание. Целью режиссёра был не показ жестокостей и самого чудовища, а нагнетания атмосферы и создание ореола загадочности. Зритель, также как и главная героиня, будет сидеть в неведении и едва ли будет верить в существование этого самого великана. Но проблема не в этом, а в чересчур затянутом сюжете. Большую часть времени на экране ничего не происходит. Мы постоянно видим Шерил, которая страдает от этих видений, общается с некоторыми жителями города и ссорится с мужем, который ни в какую не желает понять её и помочь ей. Действие начнется только где-то на 75 минуте фильма, при общей продолжительности в 93 мин. Да, режиссёр создает мрачную тягучую атмосферу, но она держится всего лишь в некоторых сценах, а затем пропадает, ибо большая часть действия происходит днём.
       С технической стороны фильм также небезупречен. Грим монстра смотрится ещё вполне неплохо: эдакий здоровенный человек в одеждах XVI века с лицом монстра и когтистыми лапами напугает кого угодно. Но вот сцена, в которой Шерил спускается в подвал и видит какую-то впадину в полу с зеленой жижей, смотрится нелепо. С виду это что-то зеленое и липкое, а на проверку это оказывается прозрачной водой, да ещё и с подсветкой дна, на котором можно разглядеть лежащие в целости и сохранности бумажные страницы книги Шерил! Оттуда в таком древнем, мрачном и жутком месте подсветка дна? И каким это образом та зеленая жижа пропускает этот свет. Когда Шерил нырнула в эту мерзость, то всё это неожиданно превратилось в бассейн с отличной подсветкой и чистейшей водой. Не понимаю, зачем героиня прихватила ещё и фонарь, ибо там было и так светло как днём. Сцена убийства чудовища тоже слишком примитивна. Во-первых, этот зверь по идее должен был убить мужа Шерил, ибо тот очень активно противодействовал его попыткам настигнуть жертву. Их сражение полностью осталось за кадром, а позже мы видим целого и невредимого Тома, без единой царапины. Ну а финал картины так и вообще сильно разочаровывает, давая примитивные объяснения всем этим событиям и намекая зрителю, что он потратил свое время зря. Единственным неоспоримым плюсом картины является потрясающе красивый саундтрек Саймона Босвелла, который помогает авторам создать ту самую тягучую готическую атмосферу в некоторых сценах.

       «Дом людоеда» - довольно слабая работа талантливого режиссёра Ламберто Бавы, но откровенным провалом этот фильм не назовешь. Если отбросить свои ожидания увидеть третью часть «Демонов» и попробовать непредвзято смотреть этот фильм, то можно найти в нём ряд приятных вещей, но это смогут сделать лишь ярые поклонники режиссёра и итальянского хоррора в целом. Остальным советую держаться подальше от этого творения.

Материал опубликован: 15 октября 2010 года.