Сиятельные трупы
Оригинальное название: Cadaveri eccellenti.
Производство: Италия-Франция 1975г.
Режиссер: Франческо Рози.
В ролях: Лино Вентура, Луиджи Пистилли, Макс фон Сюдов, Марсель Боццуффи, Ален Кюни,
Паоло Боначелли, Ренато Сальватори, Коррадо Гаипа, Тино Карраро, Тина Омон, Фернандо Рей,
Шарль Ванель, Клаудио Никастро, Карло Тамберлани, Флорестано Ванчини (нет в титрах).
Франческо Рози – один из самых видных режиссёров политического кино Италии. Именно он во многом заложил каноны этого жанра своей лентой «Руки над городом». Будучи социалистом, он всегда обнажал все пороки буржуазного капиталистического общества, а его ленты, такие как «Дело Маттеи» (Il caso Mattei, 1972) и «Сиятельные трупы» (Cadaveri eccellenti, 1975), уже давно считаются шедеврами мирового кино. В этом обзоре речь пойдет об одном из самых известных фильмов Рози – «Сиятельные трупы», который не раз выходил у нас на видео и демонстрировался в кинотеатрах во времена СССР.
«Сиятельные трупы» - это политический детектив с элементами джалло и уникальной мрачной атмосферой загадочности и тайны. В основу фильма положен роман «Контекст» гениального итальянского писателя Леонардо Шаша, чьи произведения экранизировали такие известные режиссёры как Элио Петри, Дамиано Дамиани и Джанни Амелио. Фильм рассказывает о детективе Рогасе (в блистательном исполнении звезды французского кино Лино Вентуры), который расследует серию убийств судей и высокопоставленных чиновников в Милане. Расследуя эту серию убийств, герой Вентуры выходит на предполагаемого убийцу, который был ошибочно осужден несколько лет назад и сейчас неожиданно пропал. Но по мере развития событий детектив начинает понимать, что на самом деле эти убийства – дело рук высокопоставленных чиновников, которые для достижения своих политических и экономических целей готовы совершить любое преступление. Продолжая расследовать это дело и узнавая всё больше и больше о грязных делишках власть имущих и их связях с мафией, детектив постепенно становится у них неким подобием «кости в горле», тем более что он уже начал якшаться с представителями оппозиционной коммунистической партии, которая составляет серьезную конкуренцию правящей элите и вполне может одержать победу на выборах. И естественно, власть имущие не могут рисковать своей свободой и своими деньгами и не желают, чтобы Рогас продолжал свое расследование, которое может наделать очень много шума и поставить крест на сытой жизни ряда руководителей государства…
Франческо Рози вновь обличает власть имущих, которые не желают думать о народе. Единственное, что им нужно – ещё больше денег, а остальное пусть горит синим пламенем. Постепенно герою Лино Вентуры начинают намекать, что он заходит слишком далеко и ему пора повесить это дело на исчезнувшего человека. Но детектив не сдается и не знает, что ему грозит смертельная опасность. Поначалу он относился с некоторым неодобрениям к коммунистической партии и верно служит своему начальству, насмехаясь над тем, что пишет левая пресса, но по ходу развития событий понимает, что все убийства носят политический характер и призваны сорвать выборы, на которых лидирующее место могут занять коммунисты. Ближе к концу картины детектив и его друг журналист уже вместе координируют свои действия и обращаются к лидеру компартии, но смогут ли они сорвать планы такого большого количества влиятельных людей и заинтересованные силы за пределами Италии? Франческо Рози очень тонко показывает постепенную трансформацию взглядов главного героя, который, несмотря на связь с порочными людьми, остался честным и порядочным человеком и пытается противостоять творящемуся беззаконию. События, показанные в фильме, конечно же, являются плодом фантазии Леонардо Шаши, но в те времена в Италии была схожая ситуация.
Ещё одной особенностью фильма является мрачная атмосфера. Монастырь капуцинов в начале фильма с его огромным количеством мумий задает тон всему фильму. Картина довольно мрачна и местами смахивает на джалло: неизвестный убийца уничтожает судей с помощью огнестрельного оружия. Добавьте к этому ещё и необычное название, и вы получите ответ на вопрос, почему эту картину иногда причисляют к жанру джалло. Но я бы не стал относить «Сиятельных трупов» в стан стильных итальянских триллеров про маньяков. Мотивы убийств здесь иные, сюжет замешан на политике, а каких-либо кровавых откровений и эротики тоже не наблюдается, а ведь без этих вещей не обходится практически ни один джалло. Франческо Рози просто создал политический триллер и приправил его мрачной атмосферой и красивой операторской работой Паскуалино де Сантиса, чтобы показать ту нездоровую ситуацию, в которой оказался главный герой. И помогает ему в этом минималистичная и очень мрачная музыка Пьеро Пиччони, которая не имеет каких-либо запоминающихся мотивов и по большей части представляет собой тихий эмбиент, который аккуратно окутывает зрителя и вовлекает его в опасный мир итальянской политики 1970-х.
Стоит отметить, что авторы пригласили на съемки довольно много узнаваемых личностей, среди которых были и настоящие звезды мирового кино. Лино Вентура великолепен в роли настырного инспектора Рогаса, который решил идти до конца и постепенно поменял свои взгляды на ситуацию в стране и на своё начальство. В роли друга главного героя, журналиста коммунистической газеты, выступил известный по ряду джалло Луиджи Пистилли. Ему всегда хорошо удавались подобные роли, и эта не стала исключением. Также в роли одного из судей засветился Макс фон Сюдов. В остальных ролях также задействованы известные любителям итальянского кино личности, такие как Паоло Боначелли, Коррадо Гаипа, Марсель Боццуффи и т.п. В эпизодической роли человека, ведущего допрос, снялся известный итальянский режиссёр Флорестано Ванчини.
«Сиятельные трупы» - ещё один шедевр итальянского политического кино 1970-х и, наверное, самый известный фильм этого течения в итальянском кинематографе. Картина безупречна со всех сторон: отличный закрученный сюжет, замечательный актёрский состав, приятная атмосфера и саундтрек, а также неожиданный финал. Рекомендуется абсолютно всем категориям зрителей: с этим фильмом должен ознакомиться каждый уважающий себя киноман.
Материал опубликован: 14 марта 2009 года.