Жертвы всесожжения
Оригинальное название: Burnt offerings, Killhouse, Trauma.
Производство: США-Италия 1976г.
Режиссер: Дэн Кёртис.
В ролях: Оливер Рид, Карен Блэк, Бетт Дэвис, Бёрджес Мередит.
Дэн Кёртис, один из лучших мастеров страшного кино США 1970-х, в своё время прочитал роман Роберта Мараско «Жертвы всесожжения». Тогда его поразила странная концовка романа, и он говорил, что вряд ли кто осмелится экранизировать это произведение, не изменив финал. Прошли годы, и по иронии судьбы самому Кёртису предложили заняться экранизацией этого романа. Он, конечно же, согласился, но изменил концовку, а также ряд других важных деталей. Съёмки проходили в течение 30 дней августа 1975 года, и в 1976 году свет увидел один из лучших фильмов ужасов про дома с привидениями, который даже Стивен Кинг внес в список своих любимых картин. Итак, давайте ознакомимся с ним поближе.
Семейство Рольф решает снять домик и провести лето вдали от городской суеты. Они приезжают на место по объявлению и видят перед собой старинный особняк, который сдают по смешной цене с одним условием: нужно будет носить еду старушке на чердаке, которая редко покидает свою комнату. Это мелочь по сравнению с ценой и той роскошью, которую получат Бен (Оливер Рид) и Мэриан (Карен Блэк) в своё распоряжение на три месяца. Естественно, они соглашаются, и вместе с ними приезжает сын и пожилая родственница. С самого начала Бену всё это показалось подозрительным, и он не ошибся. С течением времени в доме начинают происходить странные вещи, а его атмосфера и силы, обитающие внутри, резко меняют характеры жильцов, приводят к ссорам и даже несчастным случаям. После смерти родственницы Бен решает увезти семью из этого места, но понимает, что дом так просто не позволит это сделать…
Фильм идет почти два часа. И это ещё без вступительных 15 минут, в которых Бен с женой видят объявление о сдаче дома в аренду и пытаются связаться с хозяевами. Режиссёр удалил эту часть, просчитав, что она сделает фильм чрезмерно затянутым и скучным. Скорее всего, он был прав, ибо в этом творении практически нет действия, да и смертей тоже. Всё держится на атмосфере, загадочности и пугающей неизвестности. Режиссёр концентрирует внимание зрителя не на результатах деяний злых сил внутри дома, а на неизведанном и очень ярко и красочно показывает, как изменяются характеры героев. У Бена начинаются неконтролируемые всплески жестокости, с которыми он постепенно справляется, но им на смену приходят видения из детства с демоническим шофером катафалка. Этих вещей в романе не было, ибо данный персонаж – воспоминания режиссёра о своём детстве. Будучи ребенком, он был на похоронах матери и увидел смеющегося шофера катафалка, что оставило неизгладимый след в его душе.
Больше всего дом действует на Мэриан. Она отчаянно защищает его и делает всё, чтобы остановить любые попытки Бена покинуть это место. Параллельно она очень тесно общается со старушкой на чердаке, которую нам никогда не показывают и которая даже не откликается на стук. Именно там и кроется тайна дома (если это так можно назвать, ибо после финала у зрителя останется немало вопросов). За эту загадочность, за напряженную атмосферу и за отличный показ трансформации характеров героев режиссёру можно поставить пять баллов.
Несмотря на то, что фильм идет почти два часа и в нём нет действия, зритель не почувствует течения времени и сразу же погрузится в загадочный мир старинного особняка и вместе с героями будет пытаться разгадать его тайну. В финале нас всё же ждёт немного действия и шокирующая разгадка этой истории. Концовка фильма весьма оригинальная и кровавая, за что опять таки хочется похвалить авторов, ибо зритель вряд ли ожидает такого поворота событий.
Дэн Кёртис говорил, что не использовал никаких декораций для своего фильма и всё снимал на месте: внутри особняка и в его окрестностях. В будущем этот дом будет использовать Дон Коскарелли для своего культового фильма ужасов «Фантазм» (1979).
К сожалению, как это часто бывает, фильм не приобрел такой же широкой известности, как тот же «Ужас Эмитивилля» (The Amityville horror, 1979), хотя, на мой взгляд «Жертвы всесожжения» куда сильнее, качественнее и интереснее работы Стюарта Розенберга, а Оливер Рид смотрится куда лучше Джеймса Бролина. Возможно, Дэну Кёртису не удалось провести хорошую рекламную компанию, но в наш век DVD и Blu-Ray любой может ознакомиться с этим творением и сделать свой вывод о достоинствах ленты Кёртиса. Для меня это настоящий шедевр, просмотр которого я рекомендую абсолютно всем, кому нравятся загадочные и неторопливые фильмы ужасов о проклятых домах.
Материал опубликован: 15 октября 2014 года.