Брука: королева зла
Оригинальное название: Bruka: Queen of Evil.
Производство: Филиппины-Гонконг 1973г.
Режиссер: Альберт Ю.
В ролях: Розмари Джил, Алекс Лунг, Этанг Дишер, Майкл Кван.
Информация об этом фильме всплыла на одном из западных дисков с рекламными роликами к разным редким картинам. И сразу же начались споры и ожесточенные дискуссии между коллекционерами. Некоторые утверждали, что этого фильма никогда не существовало и что ролик смонтирован из сцен «Женщины-дьявола» (Mo neuih, 1970), снятой теми же авторами и с теми же актёрами; другие говорили, что это чуть ли не альтернативное название «Ночи колдунов» (La noche de los brujos) Амандо де Оссорио… Эти люди, видимо, не очень хорошо разбираются в кино, ибо даже после просмотра ролика становится ясно, что «Брука – королева зла» - самостоятельный отдельный фильм, снятый несколькими годами позже «Женщины-дьявола» с частично теми же актёрами, теми же авторами, в том же стиле и в тех же местах. Долгое время этот фильм считался потерянным, но внезапно всплыл в кругах коллекционеров. И вот теперь мне тоже удалось его посмотреть.
Итак, перед нами дикая филиппинская фантазия, замешанная на древних легендах, мистике, фэнтэзи и кунг-фу. Данная лента, вполне возможно, позиционировалась как продолжение «Женщины дьявола» и в начале содержит пару кадров из первого фильма. Но затем начинается совсем другая история, в которой также присутствует загадочная повелительница змей с неприличным для русского языка именем (ударение на первом слоге) Манда (Розмари Джил). Эта девушка находит свою бабушку, змею с человеческой головой (Этанг Дишер), которая живет в пещере в удаленной местности, куда не ступает нога человека. От неё она получает магический камень, благодаря которому можно превращать змей на голове в волосы и тем самым стать красивой женщиной. Естественно, Манда начинает этим пользоваться. Каждый вечер она приходит в близлежащую деревню, соблазняет очередного мужчину и убивает его, а в это же время её бабушка с помощью многочисленных мифических существ и карликов похищает девушек из этой же деревни для кровавых жертвоприношений. Одну из таких девушек похитила Манда и это была её роковая ошибка, ибо отец похищенной назначил крупную сумму за её возвращение. Конечно же, находится смельчак (Алекс Лунг), который решает отправиться в долгое и опасное путешествие и сразиться с армией мифических существ, чтобы в финале вызвать на последний бой гигантскую змею и её внучку…
Филиппинские фильмы 1970-х – это особый пласт кино, настолько уникальный, что вряд ли где в мире можно найти что-либо подобное. К сожалению, большинство этих фильмов не сохранилось, а те, что дожили до наших времен, в большинстве случаев ходят в виде затертых записей с кассет. Замешанные на чёрной магии, мифологии Юго-Восточной Азии, кунг-фу, различных национальных традициях, верованиях и христианских образах эти картины одновременно и безумны, и прекрасны. Вряд ли какая-либо страна могла породить такое. Разве что Индонезия, где в 1980-е режиссёры тоже снимали много разнообразных оригинальных дикостей.
Итак, «Брука – королева зла» - это совместная филиппино-гонконгская продукция. Возможно, благодаря этому факту фильм и дожил до наших времен. Действие происходит в маленькой филиппинской деревушке среди нетронутой природы, а отрицательные персонажи живут в лесах и огромной пещере. Снималось всё это, скорее всего, там же, где и «Женщина дьявол». Как и многие филиппинские картины подобной тематики того времени, эта лента очень динамичная, оригинальная и содержит настолько много разнообразных персонажей и образов, что не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией авторов. Первая половина фильма посвящена похождениям героини Розмари Джил: она будет ходить по барам и соблазнять мужчин, которым уготована судьба стать её жертвами. Ну а во второй половине фильма нас ждёт путешествие главного героя через зачарованный лес, мертвый город и его встречи с множеством загадочных мифических существ, таких как каменные люди, люди-летучие мыши, карлики, живые деревья и др. Отдельно хочется отметить огромное количество змей в фильме, которые будут и тут, и там. Причем все змеи в этом фильме были настоящими. Конечно же, некоторые спецэффекты смотрятся не очень хорошо и буквально в каждом кадре видна дешевизна постановки, но во время просмотра столь оригинального и безумного действа на всё это просто не обращаешь внимания. Ну и не могу не отметить отличный саундтрек, который частично состоит, как я понял, из ворованных мелодий. Ритмичные треки с приятными меланхоличными нотками идеально подходят к красивому и одновременно странному видеоряду. Не обошлось здесь и без кунг-фу, которое весьма разнообразно и тоже не лишено магических элементов.
Роли в фильме исполнили частично те же актеры, а также ряд звезд филиппинского кино тех времен. Героя-спасителя играет Алекс Лунг, чье имя очень сильно напоминает имя актёра, игравшего подобный персонаж в «Женщине дьяволе» (похож ли он внешне, сказать не могу, уже не помню того актёра). Розмари Джил хороша как никогда: временами она будет смотреться забавно в красивых платьях среди низеньких и смешных мужичков, которые будут ухлестывать за её героиней. В этом фильме практически исчезла меланхоличность и печаль её персонажа, а на смену им пришли жажда мести и сексуальность. Чего только стоит сцена в церкви, куда приходит Манда с кучей карликов и убивает священника и его помощника. Зритель уже вряд ли будет сочувствовать её героине, ибо её месть и жажда убивать перешла все границы. Ветеран филиппинского кино, уже изрядно престарелая Этанг Дишер отлично вжилась в роль царицы-змеи. Внешность госпожи Дишер идеально подходила для ролей всяких ведьм, дьявольских существ и тому подобной публики, чем и пользовались филиппинские режиссеры, регулярно давая ей такие роли.
«Брука – королева зла» - ещё один забытый шедевр филиппинского кино, восставший из пепла и вернувшийся к жизни. Это динамичное, красивое, странное, оригинальное и безумное кино придется по вкусу всем поклонникам забытых шедевров Азии и просто нестандартного и оригинального киноискусства. Эта картина получилась ничуть не хуже «Женщины дьявола» и не копирует её находки, а наоборот полна свежих идей и образов. Настоящий шедевр, занявший почетное место в списке моих любимых фильмов.
Материал опубликован: 22 сентября 2012 года.