Волчий лес
Оригинальное название: El bosque del lobo, The Ancines Woods.
Производство: Испания 1970г.
Режиссер: Педро Олеа.
В ролях: Хосе Луис Лопез Васкез, Джон Стайнер, Альфредо Майо, Антонио Касас,
Виктор Израэль, Инма де Сантис, Фрэнк Бранья (нет в титрах).
«Волчий лес» проходит на IMDB и ряде других фильмовых сайтов как драма, но в то же время эта картина вроде бы как об оборотне, к чему располагает даже название. И никакой ошибки здесь нет. Это действительно драма с рядом убийств, основанная на романе Карлоса Мартинеза-Барбеито «El bosque de ancines», который, в свою очередь, брал за основу реально произошедшую в Испании историю. Режиссёр Педро Олеа подошел основательно к созданию этого фильма, и получалась у него довольно необычная постановка, балансирующая на грани триллера и исторической драмы.
Действие фильма происходит в XVIII-XIX веках в сельской местности Испании. Главный герой Бенито Фрейре – путешественник, который ходит из города в город, из села в село и как бы выполняет роль почтальона, за определенную плату передавая послания и вещи. Дорога между двумя населенными пунктами, которые он часто посещает, лежит через древний лес, в котором очень легко заблудиться. Но Бенито знает эти места наизусть, поэтому без труда берется провести кого бы то ни было через этот опасный участок. Но вот незадача: никто из тех, кого он должен был провести, не добрался до пункта назначения, а сам проводник живет и здравствует, претворяясь, что никого не сопровождал и пришел один. А всё дело в том, что Бенито страдает какой-то психической болезнью и именно при переходе через лес у него начинается приступ, во время которого он совершает преступления. Причем после совершения убийств он не очень то сожалеет о содеянном и тщательно прячет трупы, попутно забирая ценные предметы и одежду. Однажды один из таких предметов, шаль девушки, попал в руки к другому торговцу и у него закрались подозрения. Постепенно он и священник из другого города догадываются о сущности Фрейре и устраивают на него охоту…
Как видите, никаких оборотней в сюжете нет и в помине. Просто тёмные жители деревни, в которой христианские традиции всё ещё соседствуют с языческими сказаниями, приняли больного человека за оборотня, наслушавшись рассказов своих соотечественников. Как говорится в финальных титрах, этот фильм основан на реальных событиях и главный герой впоследствии был казнен. Если опустить историю с убийствами, то всё равно о Бенито Фрейре складывается негативное впечатление, ибо человеком он был нехорошим. С виду безобидный и добрый, он занимался воровством, предавал тех, кто ему доверял, и торговал вещами убитых им людей. Собственно, он и является единственным главным героем фильма, а остальные персонажи выполняют второстепенные роли и довольно быстро сменяют друг друга на экране.
Действия в фильме мало, а все убийства либо окажутся за кадром, либо ограничатся банальным удушением. Ничего примечательного и интересного для любителей жанра ужасов здесь нет. А уж поклонники кино про оборотней и подавно будут разочарованы, ибо ничего сверхъестественного в сюжете этой картины нет. Но «Волчий лес» интересен другим. Режиссёру удалось воссоздать тот самый неповторимый дух мрачного средневековья, которого лишены многие исторические картины. Маленькая деревенька с суеверными жителями, языческие легенды и обряды, тёмный народ, который готов сжечь на костре каждого, кто на них не похож. Старинные церкви, маленькие каменные домишки, и старинное убранство домов – всё относит нас к тем далеким и навсегда прошедшим временам. А музыкальное сопровождение Антонио Переза Олеа помогает режиссёру создать некое подобие мрачной атмосферы, хотя он не ставил себе такой цели.
Отдельно стоит поговорить об актерской игре. Главную роль в фильме исполнил малоизвестный испанский актёр Хосе Луис Лопез Васкез, которому и уделена большая часть экранного времени. Он великолепно передает помешательство главного героя и его припадки. Эти зловещие горящие глаза, звериный оскал и судороги – всё выглядит очень достоверно. В каждой такой сцене ожидаешь, что главный герой вот-вот превратится в кровожадного оборотня и пойдет в деревню на охоту, но этого не происходит. В роли пылкого любовника, который шлет письма в другой город, выступил ветеран испанского кино Альфредо Майо, а английского протестанта сыграл как всегда великолепный Джон Стайнер.
Собственно, в этом фильме всё хорошо, если бы не чрезмерная затянутость сюжета. Временами мне всё же становилось скучно, но не до такой степени, чтобы хвататься за пульт и проматывать многочисленные диалоги. Однако стоит признать, что ряд подобных сцен следовало бы подсократить. В остальном же фильм хорош и рекомендуется всем поклонникам кино про средние века и суеверия. Это не шедевр, но определенно крепкая работа.
Материал опубликован: 15 марта 2010 года.