Порожденный огнем


Оригинальное название: Born of fire.
Производство: Великобритания 1983г.
Режиссеры: Джамиль Дехлави.
В ролях: Питер Фирт, Сьюзан Кроули, О-Те, Набиль Шабан.
       Малоизвестный режиссёр Джамиль Дехлави родился в Индии и начал свою карьеру с короткометражки «Гитарист», производства Великобритании. Затем он уехал в Пакистан и некоторое время работал там, но после военного переворота он был вынужден покинуть страну, ибо его картина «Кровь Хусейна» (The blood of Hussain) вызвала резкую негативную реакцию со стороны властей, которые возжелали уничтожить фильм. Вместе со своим помощником-сценаристом Рафиком Абдуллой Дехлави перебирается в Великобританию, где они снимают свой самый необычный и загадочный фильм – «Порожденный огнем». Этот фильм действительно уникальный, ибо его настроение, манера подачи материала, сюжет и музыка превращают обычное кинополотно в некий сюрреалистический сон, насквозь пропитанный исламским мистицизмом и загадочностью.

       Главный герой фильма – игрок на флейте по имени Пол. Его отец тоже играл на флейте и даже отправился в Турцию к некоему Мастеру, который должен был сделать из него настоящего виртуоза. Однако через некоторое время приходит известие о его смерти при загадочных обстоятельствах. Сам же Пол постоянно слышит какую-то странную музыку и с ним происходят не менее странные вещи. Однажды он встречает загадочную женщину, которую даже приводит в дом к смертному одру матери. Перед смертью мать просит сына поехать в Турцию и узнать истинную причину гибели отца. Поехав с эту страну, в её самый опасный и загадочный уголок, где недавно произошло извержение вулкана, Пол сталкивается с непознанным и понимает, что исламская мифология – это не выдумка, а реальность и что тот самый Мастер – это никто иной, а сам Иблис, исламский Сатана…
       Это очень необычное кино, всю загадочность и визуальную красоту которого будет весьма трудно описать. Начнем по порядку. Сюжет этой ленты очень загадочный и пропитан восточным мистицизмом. В начале фильма с главным героем начнут происходить странные вещи, он будет слышать музыку, видеть образы, но значение всех этих видений покрыто мраком тайны. Далее он встречает загадочную женщину, о которой известно только то, что она астроном и уверена, что солнце постепенно уничтожает землю, вызывая извержения вулканов и прочие катаклизмы. Эта линия, кстати, проходит через весь фильм. Режиссёр не раз будет упоминать солнце и его влияние на нашу планету, придавая всему этому опять таки какой-то мистический смысл. Вместе они отправляются в Турцию, где останавливаются в древнем заброшенном христианском храме. Там Пол узнает, что отец во время пребывания в этой местности женился и его жена родила урода, после чего её забросали камнями. Он ждет встречи с Мастером, но ещё не знает, что это самый настоящий Дьявол, с которым ему придется сразиться.

       Скажу сразу: действия в этом фильме нет вообще. Даже в финале. Не стоит ожидать сражения с нечистью или какое-нибудь рогатое чудовище в финале. На самом деле фильм не об этом, его сюжет вообще временами едва ли прослеживается, а значение некоторых сцен мне так и не удалось понять. Финал картины тоже странный и многозначительный и сопровождается он цитатами из священного писания.

       На протяжении всего фильма режиссёр создает загадочную тягучую и даже «душную» атмосферу, которая не покидает зрителя вплоть до самого финала. Снималось всё действительно в Турции, в красивейших местах, где находятся развалины настоящего христианского храма, а также множество скал с застывшей на них лавой. Большую часть времени герои будут проводить в храме при тусклом свете свечей и лишь иногда будут выходить наружу. В этот же храм придет и Джин, ещё один персонаж исламской мифологии, который в этом фильме является злым и предстает в виде женщины в парандже с обгоревшими руками.
       В фильме полно странных и одновременно красивых сцен. Например, вторую жену отца Пола забрасывают не камнями, а цветами и всё это происходит на фоне красивых скал с застывшей лавой и мелкими озерами. Режиссёр часто показывает крупным планом различные виды насекомых и млекопитающих, как бы оттеняя ими сцены с главными героями. Это будет крупный план обыкновенной ящерицы, которая в таком виде кажется жутким монстром, крупный план комара, пьющего кровь, а также сцена рождения какого-то насекомого. Красиво смотрится некое подобие поединка местного религиозного деятеля с Иблисом. Один читает молитвы, а второй пускает огонь из глаз и вынуждает первого покинуть его территорию. Вообще, в фильме много различных символов и авторы практически никогда не называют Мастера Дьяволом и не представляют его в таком виде. Однако, зритель доходит до всего сам и понимает, что он причастен ко многим несчастьям, произошедшим в этом регионе. Ну и я не могу не упомянуть воистину оригинальную сцену с солнечным затмением, в которой нам показывают, как закрывающая солнце Луна превращается в человеческий череп.

       Отдельно стоит поговорить о музыке и актёрском составе. Музыкальное сопровождение, под стать сюжету, тоже имеет множество восточных ноток и «дышит» мрачным исламским мистицизмом. Все эти мелодии на народных инструментах и флейтах создают действительно загадочную и пугающую атмосферу, которая вкупе с красивым визуальным рядом превращает просмотр фильма в настоящее путешествие в мир исламского мистицизма. Главные роли исполнили актёры, имена которых вряд ли что скажут рядовому зрителю. Питер Фирт и Сьюзан Кроули неплохо смотрятся на экране и отлично вжились в свои роли. Загадочный О-Те, для которого это творение стало единственной работой в кино, великолепен в роли Иблиса, так же как и его грим. Несмотря на отсутствие хоть сколь известных личностей, актёрскую игру можно назвать если не отличной, то очень хорошей, а сам фильм является если не шедевром, то очень близок к нему. Но смотреть его смогут единицы в силу специфичности всех его составляющих, начиная с сюжета и кончая музыкой. Только для любителей оригинальности и экзотики.


Материал опубликован: 29 ноября 2010 года.