Кровавая пятница


Оригинальное название: Blutiger Freitag, Bloody Friday, Violenza contro violenza,
Violent offender, Freies Geleit oder die Geiseln sterben.
Производство: ФРГ-Италия 1972г.
Режиссер: Рольф Олсен.
В ролях: Раймунд Хармсторф, Джанни Маккиа, Даниэла Джордано, Амадеус Аугуст.
       В 1970-е годы в Италии были очень популярны жестокие криминальные фильмы и триллеры. Приблизительно в те же времена немецкий режиссёр Рольф Олсен, знакомый российскому зрителю по серии фильмов под названием «Шокирующая Азия», решил ответить итальянцам и создал самый свой известный фильм «Кровавая пятница». Картина, как написано в начальных титрах, основана на реальных событиях произошедших в Германии в 1971 году, когда банда грабителей попыталась ограбить Deutsches Bank. Естественно, создатели изменили имена главных героев и ряд деталей истории, но сама она якобы основана на трагических событиях 1971 года.

       История начинается с побега из тюрьмы опаснейшего преступника по имени Хайнц (Раймунд Хармсторф). Этот человек - настоящий психопат, который убивает даже тогда, когда в этом нет необходимости. Вместе со своим другом Луиджи (Джанни Маккиа), девушкой Хейди и её братом-дезертиром Кристином он планирует совершить крупное ограбление банка. Для начала они атакуют военный автомобиль с американской базы и хорошо вооружаются. После этого они направляются в один из филиалов солидного банка, но тот оказывается совсем мелкой ячейкой крупной организации и естественно не владеет нужной бандитам суммой. Тогда они захватывают в заложники посетителей и требуют от государства 1 миллион долларов в обмен на жизни заложников. Правительство платит, но отпустят ли заложников люди, которым уже нечего терять в этой жизни и которые уже и так убили много народу?
       Рольф Олсен, видимо, решил переплюнуть итальянцев в показе насилия на экране и снял очень жестокий триллер с рядом действительно шокирующих сцен, которые делают его нежелательным для просмотра впечатлительным персонам и людям со слабыми желудками. Главный герой фильма сначала устроит беспредел в полицейском управлении, откуда его собирались вести в суд, затем вместе с друзьями ограбит американских военных и уже потом нападет на банк. Практически везде он был готов истреблять всех, кто попадается ему а пути и только сообщники останавливали этот кровавый беспредел. Хотя впоследствии и они уже были не в состоянии контролировать действия обезумевшего от безнаказанности маньяка. Хайнц специально подобрал себе в сообщники практически полностью безвольных людей, которых можно легко контролировать и которые никогда не пойдут против него. Но случайно попавший в банду Кристиан всё же имеет собственное мнение по многим вопросам… Больше говорить не буду, дабы не раскрывать всей интриги сюжета.

       Режиссёр не стесняясь демонстрирует насилие на протяжении всего фильма, начиная с побега Хайнца из тюрьмы и кончая финальной кровавой развязкой. Безусловно самой шокирующей сценой фильма является смерть полицейского, который прикрыл собой гранату и через секунду взорвался. И всё это режиссёр показывает безо всяких купюр, поэтому зрителю придется наблюдать не только сам взрыв, но и агонию умирающего с вывернутыми наружу внутренностями человека. Ближе к финалу Олсен решает продемонстрировать очень необычную эротическую сцену, хотя таковой её назвать можно лишь с большой натяжкой, ибо снята она несколько необычно. Хайнц уводит одну из заложниц в верхнюю комнату и та по какой-то неведомой причине даже не сопротивляется ему, а уже после начинает кричать и оскорблять преступника. Сама сцена снята в виде коллажей из сменяющих друг друга картинок, символизирующих мысли обоих людей. Естественно, мысли убийцы режиссёр ассоциирует со сценами разделывания туш животных и тому подобными кровавыми вещами, а мысли девушки с практически порнографическими изображениями. И вот эти кадры режиссёр чередует, покрывая их оранжевым фильтром. Смотрится всё это довольно необычно и скорее всего подобные эксперименты вырезались из некоторых версий фильма наряду с кровавыми сценами. Некоторые американские версии «Кровавой пятницы» идут чуть ли не на 10 минут короче оригинальной немецкой.
       Помимо огромного количества действия и насилия режиссёр идеально создает напряженную атмосферу, которая здорово потрепит нервишки зрителей и заставит их смотреть фильм в напряжении, не отрывая глаз от экрана. А джазовое музыкальное сопровождение Франческо де Мази как будто специально создано, чтобы передать дух и стиль 1970-х, а также придать динамичности сюжету, ибо музыка довольно таки зажигательная и ритмичная. Помимо этого в фильме ещё присутствует некий социальный подтекст. Во-первых, все сообщники Хайнца являются бедными людьми, единственной перспективой в жизни которых будет работа клерком за копейки на каком-нибудь предприятии. Это, конечно же, не оправдывает их поступков и режиссёр не пытается высказаться в их защиту, но всё же уже давно известно, что нищета тоже провоцирует людей на совершение преступлений. А в самый разгар переговоров полиции с забаррикадировавшимися в банке преступниками на улице собралось много народу и тут один журналист начинает проводить опрос о целесообразности смертной казни за тяжкие преступления. Начинается дискуссия и большинство людей поддерживают применение высшей меры для преступников на подобие Хайнца. Тут же режиссёр демонстрирует низменную сущность человека, показывая как на чужом горе начинают спекулировать всякие мерзкие личности. Уже после того как несколько заложников погибли, полицейский взорвался у всех на глазах, а толпа сочувствующих собралась вокруг здания, на улице откуда не возьмись появляется трейлер с хот-догами и наглым мужиком, который начинает зазывать народ и обзывает полицейских фашистами, когда те просят его удалиться прочь. Такое происходит и в реальной жизни, когда люди пытаются заработать на чужом горе.

       На главную роль Рольф Олсен пригласил известного поклонникам еврокульта актера Раймунда Хармсторфа. Хайнц в его исполнении получился просто настоящим садистом. Здоровенный бородатый мужик в кожаных одеждах и горящими от злости глазами - разве не таким должен быть садист-убийца? На роль его друга пригласили итальянца Джанни Маккиа, игравшего у Фернандо ди Лео в фильме «Резня на каникулах». Он периодически говорит по-итальянски и неплохо передал характер безвольного человека, не мужика, который даже не может постоять за свою девушку, когда Хайнц начинает грубо с ней обращаться. Даниэла Джордано сыграла одну из жертв по имени Дагмар, ту самую, которая отдалась Хайцу. Самого режиссёра можно увидеть в небольшой роли начальника Луиджи. Все без исключения актёры хорошо смотрятся на экране и вполне правдоподобно исполняют свои роли.

       «Кровавая пятница» - пусть и дешевый, но очень оригинальный криминальный триллер. Оригинален он, в первую очередь, своей жестокостью и необычной эротической сценой. Динамичный сюжет, отличная игра актёров и много действия делают этот фильм обязательным к просмотру всем поклонниками европейских криминальных фильмов. По стилю он близок к итальянцам, а по жестокости в разы их превосходит. Талантливая и качественная работа, пусть и снятая за копейки.

Материал опубликован: 11 ноября 2009 года.