Синяя борода


Оригинальное название: Bluebeard.
Производство: Италия-Франция-ФРГ 1972г.
Режиссер: Эдвард Дмитрик, Лучиано Сакрипанти (нет в титрах).
В ролях: Ричард Бартон, Ракель Уэлч, Карин Шуберт, Марилу Толо,
Натали Делон, Матьё Каррьер, Вирна Лизи, Агостина Белли, Сибил Дэннинг.
       «Синяя борода» - название, которое использовали многие режиссёры для своих фильмов с различными сюжетами. Самые известные из них – два. Первый был снят в 1901 году Жоржем Мельесом, но это была короткометражка, а второй, который, по сути, является римейком фильма Мельеса, в 1972 году сняли Эдвард Дмитрик и Лучиано Сакрипанти. Возможно, есть и ещё вариации на эту тему, но мне эти фильмы пока не известны.
       Итак, «Синюю бороду» снимали два режиссёра, хотя в титрах значится только имя Дмитрика. Лучиано Сакрипанти так и не стал настоящим режиссёром, а всю свою карьеру проработал помощникам на различных постановках: дорогих и не очень. Имя Дмитрика широко известно в Голливуде и за его пределами. Этот человек, сын украинских иммигрантов, был одним из 10 известных знаменитостей США, приговоренных к году тюрьмы за пособничество коммунистам. В 1945 году он вступил в Коммунистическую партию и через два года House Committee on Un-American Activities вызвала его и еще 9 известных людей Голливуда на Вашингтонское слушание. Все они отказались рассказывать о своем сотрудничестве с коммунистами и были осуждены на год тюрьмы. Через некоторое время он вновь предстал перед Комитетом и на этот раз рассказал всё, что знал и выдал имена всех коммунистов в Голливуде, чего многие его коллеги так и не смогли простить. После этого карьера Дмитрика пошла на спад, а в 1970-е и вообще стала затухать. Именно к этому периоду относится фильм «Синяя борода», снятый совместно тремя странами (Франция, Италия, ФРГ) в Будапеште.

       Барон фон Шеппер (Ричард Бартон) чудом остался жив в Первой Мировой Войне. Теперь он вернулся в родные края, живет в огромном готическом замке и безуспешно ищет себе жену. Однажды он знакомится с американкой Энн и они влюбляются друг в друга. Энн переезжает в замок к Барону, но постепенно понимает, что он к ней безразличен. Они даже ни разу не спали вместе, у него всё время находится причина отказать ей в этом. Однажды Барон уезжает в Австрию и оставляет Энн все ключи, не забыв предупредить, чтобы она не входила в одну из комнат замка. Естественно, любопытство берет вверх, и девушка находит эту потайную комнату, где обнаруживает холодильник с трупами бывших жен фон Шеппера. Узнав об этом, Барон делает её своей пленницей и готовится пополнить коллекцию мертвых жен. Теперь девушка всячески пытается разговорить его, чтобы оттянуть время и Барон с радостью рассказывает ей всё о своих прежних женах и о причинах, сподвигших его на убийство…
       Авторы подобрали воистину звездный актерский состав. Особенно это касается женской половины героев. Ракель Уэлч сыграла развратную монахиню и получила 150 000$ за пять съёмочных дней, Вирна Лизи – глупую певицу, Карин Шуберт – девушку из скромного семейства (в противоположность этому персонажу актриса в будущем будет сниматься в жесткой и грязной порнухе), Марилу Толо – агрессивную феминистку с S&M наклонностями и т.п. Французский актёр Матьё Каррьер исполнил небольшую роль виолончелиста. Все актрисы в этом фильме будут одна за другой убиты довольно изобретательными способами. Убийства в меру кровавы и смотрятся очень реалистично.

       Немецкие продюсеры требовали побольше секса, в том числе и извращенного, но авторы отвергли это предложение и приправили свой фильм лишь обнаженкой и скромной лесбийской сценкой, большая часть которой остается за кадром. Собственно, откровенная эротика и уж тем более извращенный секс здесь вряд ли будут уместны. Куда более интересны сами герои, которые являются довольно экстравагантными личностями. Барон фон Шеппер с виду интеллигентный аристократ, но на самом деле это оголтелый расист и человеконенавистник. Он руководил карательным отрядом, который уничтожил целый еврейский квартал. К тому же у этого человека имеются серьезные психические расстройства и проблемы со здоровьем. Не буду писать о нём подробно, дабы не раскрывать деталей сюжета. Все его жены были совершенно разными по характеру людьми. Некоторые женщины были совершенно нормальными и многие мужчины были бы счастливы иметь с ними отношения, в то время как другие действительно имели странности. Певица кого угодно могла достать своими шуточками и пением, а бывшая монахиня – это просто банальная потаскушка, причем она поднимет мертвого из могилы рассказами о своих любовных похождениях. Феминистка любит много пить, говорит, что равнодушна к сексу, а на самом деле любит жесткий секс с избиениями и садизмом. Героиня Агостины Белли – типичная девочка-пустышка, которой интересно только загорать и ничего не делать и с которой, скорее всего, будет не о чем поговорить в силу ограниченности её ума. А вот жена, которую сыграла Карин Шуберт, как мне показалось, совершенно нормальная женщина, искренне желающая жить спокойной жизнью с любимым человеком. То же самое касается и героини Натали Делон, но у той потом проявляются лесбийские наклонности. Ну и, наконец, главная и последняя жена барона – Энн, тоже вполне нормальная женщина, пусть и не очень симпатичная. Она нравится и самому барону: он множество раз повторит, что очень не хочет её убивать и что у него нет иного выбора.

       Музыкальное сопровождение принадлежит перу Маэстро Эннио Морриконе, который, как всегда, подарил нам потрясающий саундтрек, безумно приятный на слух. Главная тема фильма будет звучать множество раз и во многих сценах, но это настолько приятная мелодия, что она ни в коем случае не надоест зрителю, а наоборот создаст нужное настроение в каждой из сцен. Съемки велись в Будапеште и преимущественно в красивейшем старинном замке. У зрителя будет прекрасная возможность насладиться красотами этого величественного строения, ибо герои будут бродить и по старинным залам, и по маленьким спальням, и по тайным комнатам, и по жутким подземельям. Убранство замка просто потрясающее. Думаю, что многие зрители хотели бы оказаться на месте главного героя, выбрать себе жену и жить в таком красивом месте. Операторская работа Габора Погани просто гениальна: каждая сцена смотрится потрясающе, к каждой идеально подобрано освещение и у каждой выбран правильный ракурс.

       Возможно, у этого творения есть какие-нибудь мелкие недостатки, ведь не бывает 100% идеальных фильмов, но при всех его достоинствах я их не заметил. «Синяя борода» - настоящий шедевр и, наверное, лучший фильм Дмитрика. Несмотря на свою довольно большую продолжительность (почти в 2 часа) картина смотрится на одном дыхании и доставит удовольствие истинным фанатам необычного и красивого кино.


Материал опубликован: 11 ноября 2008 года.