Грустное кино
Оригинальное название: Blue movie.
Производство: Италия 1978г.
Режиссер: Альберто Каваллоне.
В ролях: Даниэлле Дугас, Клод Маран, Дирче Фунари (Патриция Фунари), Леда Симонетти, Джованни Брусадори.
В 1978 году Альберто Каваллоне выпускает в свет свой самый скандальный проект. Фильм «Грустное кино», отсылающий своим названием к одноименной ленте Энди Уорхола, был снят всего лишь за одну неделю и практически без денег. Существует версия, согласно которой, Каваллоне взялся за создание «Грустного кино» в результате пари со своим другом и продюсером Мартиалом Бошеро, хотя так ли это было на самом деле доподлинно неизвестно. Данная картина появилась на экранах кинотеатров Италии в июле и достаточно быстро собрала в прокате 230 миллионов лир; столь внушительный коммерческий успех «Грустного кино» стал неожиданным для режиссёра, который не предполагал, что его интеллектуализированный кинофильм будет положительно принят зрительской аудиторией. Впрочем, скорее всего, смотревшие этот фильм люди, вряд ли поняли смысл, вложенный в своё детище его создателем, с восторгом восприняв лишь графические безумства.
Фактически «Грустное кино» закрывает собой «политическую» пенталогию, начатую режиссёром в 1969 году фильмом «Саламандра» и продолженную работами «От нашего корреспондента в Копенгагене» (1971), «Африка» (1973) и «Сладкая бойня» (1977). После трибьюта Францу Фанону, критики вьетнамской войны, обозначения проблем постколониальной Африки и постулирования краха христианства и коммунизма в обществе потребления Альберто Каваллоне взялся за постановку малоутешительного диагноза современному капиталистическому обществу.
Механик Клаудио, проживающий в большой квартире, почти всё свое время тратит на фотосъёмки. В течение короткого времени в его жилище появляются три женщины, с каждой из которых фотограф-любитель познакомился по–разному. Сильвию он подобрал на пустынной дороге, когда та, изнасилованная и избитая, внезапно появилась в его поле зрения на трассе. За Леду, девушку из какого-то разрушенного землетрясением населённого пункта, он заплатил по счёту в кафе, а, поскольку, ей было некуда идти, то она попросила Клаудио предоставить ей возможность поработать на него. Даниэла, влюблённая в Клаудио модель, готова выполнять любые прихоти своего бойфренда просто так. Таким образом, одержимый жаждой фотографирования Клаудио, получает в своё распоряжение трёх женщин, которых можно использовать в качестве моделей для фото наряду с пустыми банками из-под газировки и сигаретными пачками…
«Грустное кино» - чисто постмодернисткий фильм, наполненный различной символикой и цитатами. Основной идеей картины является утверждение, что в нынешнем обществе потребления стёрты грани между людьми и вещами, так как человек становится всего лишь ещё одним видом товара. Проживающие в квартире фотографа девушки выступают для Клаудио простыми объектами съёмки, ничем не отличающимися от пустых банок и пачек сигарет. Каваллоне довольно-таки ядовито отзывается о мире наёмного труда, олицетворением которого в фильме выступает Даниэла. Запертая в комнате с раздвижными перегородками девушка используется Клаудио как источник мочи и кала, которыми он наполняет банки из-под газированной воды и сигаретные пачки. Также Даниэла оказывает своему «хозяину» сексуальные услуги, мастурбируя и делая минет, а кульминацией её подчинённости становится сцена, когда девушка обмазывается собственными экскрементами для очередной фотосессии (цитирование «Сладкого фильма» Макавеева). В обмен на её услуги Клаудио снабжает Даниэлу едой и иногда сигаретами. Колкий и очень язвительный намёк Каваллоне на отношения рабочего класса с капиталистами более чем понятен, хотя и выражено это за гранью фола. Но сама идея отождествления общества «Кока-колы» и «Мальборо» с калом и мочой удачна и остра.
Персонаж Клаудио олицетворяет систему капиталистического потребления – бездушную, абсурдную, беспринципную и танатофильскую. Его сожительницы, в свою очередь, символизируют собой психотипы консьюмеристского социума. По мнению Альберто Каваллоне данное общество поддерживается деятельностью психически нездоровых (Сильвия), находящихся в тяжёлом материальном положении (Леда) и конформистски настроенными, явно склонными к мазохизму людьми (Даниэла). И если с первых двух категорий спрос фактически отсутствует, то добровольные рабы системы поданы таким образом, что вызывают неудовольствие. Неудивительно, что именно на Даниэлу в конце фильма направляет свою ярость безумная Сильвия.
Постмодерзнизм – это смешение. Всего и вся. Таким же смешением наполнен и описываемый фильм Каваллоне. Сексуальное насилие, психическое расстройство, символы потребительства, обнажённая натура, безумные галлюцинации, документальные кадры самосожжения буддийского монаха и зверств, творившихся во Вьетнаме, рвотные массы, кал и моча, звуки выстрела при работе фотоаппарата – эти несовместимые, на первый взгляд, друг с другом компоненты, смешиваются режиссёром воедино, образуя выглядящее удивительно органичным зрелище.
По сути дела «Грустное кино» очень пессимистично. Каваллоне характеризует современность как некий абсурд, абсурд отрицательный. Проникнутый критическим нигилизмом фильм не содержит в себе даже намёка на преодоление негативного, сосредотачиваясь лишь на освещении «чернухи». В данном контексте даже сама жизнь теряет свой смысл, так как в финале «Грустного кино» зритель увидит покончившего с собой Клаудио. Даже этот, казалось бы, «могущественный» человек не смог преодолеть духовной пустоты и безумия жизни в этой негативной реальности.
Теперь немного о фильме как таковом. Как уже говорилось выше, снимался он практически без денег. Каваллоне пригласил на съёмки малоизвестных актёров (режиссёр предпочитал иметь дело именно с такими), хотя имя Дирче Фунари (Сильвия) наверняка знакомо любителям еврокульта по знаменитому «Порнохолокосту» Джо д’Амато. Эти люди не показали ничего выдающегося, просто сделав то, что было им под силу, не пытаясь прыгнуть выше головы. Музыкальное сопровождение фильма состоит из творений Баха, Оффенбаха и некоего Скотта Джоплина; мелодии, написанные последним, ничем не примечательны. Атмосфера фильма «обскурантистская» и весьма извращённая. Имеется масса обнажённой натуры и даже краткие порносцены.
«Грустное кино» - очень оригинальная и непростая работа, которую вряд ли можно однозначно отнести к какому-либо конкретному жанру. Этот фильм стал выражением критической позиции Каваллоне к обществу потребления, которое, превратив в фетиш всё – политику, религию, секс и самого человека - привело к полному утверждению дискурса безумия. Данная ситуация критикуется режиссёром с позиций чистого нигилизма, как бы намекая на невозможность преодоления кризиса с помощью какой-либо идеологии. Посредством судьбы главного героя Каваллоне показывает, что выходом из этого безумного мира может быть только смерть. Однако через два года режиссёр пересмотрит свою ультрапессимистичную позицию в фильме «Эротическое дыхание» (Blow job), лейтмотивом которого является показ возможности выхода человеком за пределы рационального «Я» и обыденного мира в область сверхчувственного.
Автор обзора: Almost Human.
Материал опубликован: 11 марта 2011 года.