Кровь из могилы мумии


Оригинальное название: Blood from the mummy's tomb.
Производство: Великобритания 1971г.
Режиссер: Сет Хольт, Майкл Каррерас (нет в титрах).
В ролях: Эндрю Кейр, Валери Леон, Джеймс Вильерс, Хью Бёрден.
       Имя Брэма Стокера чаще всего связывают с известнейшим образом вампира графа Дракулы из одноименного романа, который стал вдохновением для бесчисленного количества мистических фильмов. Однако у Стокера был не только «Дракула», но и другие произведения, которые кинематографисты почему-то старались не экранизировать. В 1970 году британский режиссёр Гай Верней снял фильм «Проклятье мумии» (The curse of the mummy), который является частью забытого сериала «Тайна и воображение» (Mystery and imagination) и первой экранизацией новеллы Брэма Стокера «Алмаз семи звезд».
       В 1971 году британская студия Hammer Films выпускает на экраны свою версию этой истории под названием «Кровь из могилы мумии», которая и становится первой полнометражной экранизацией (если не считать вышеуказанный сериал) «Алмаза семи звезд» Брэма Стокера. Так получилось, что съёмками данного творения занимались сразу два режиссёра, но это никак не повлияло на стиль и манеру подачи материала. Дело в том, что ещё до завершения съёмок умирает режиссёр Сет Хольт и его место в спешном порядке занимает Майкл Каррерас, который в прошлом уже имел опыт работы над подобными картинами. Произошли изменения и в актёрском составе. На второй день съёмок Питера Кушинга было решено заменить на менее известного Эндрю Кейра.

       Сюжет: Профессор Джулиан Фукс привозит и Египта огромное количество артефактов и ценностей, а также целую мумию древней царицы Тары, у которой отрезана кисть правой руки и которая почему-то совсем не бальзамирована и представляет собой молодую женщину в древнеегипетских одеждах. Его дочь Маргарет (Валерии Леон) точь-в-точь похожа на эту Тару. Однажды отец дарит дочери на день рождения красивый перстень с алмазом, который он снял с руки той самой Тары, и это стало роковой ошибкой. Дело в том, что по древнему пророчеству Тары в один день в далеком будущем она сможет вернуться в наш мир, забрав тело другой девушки, и Маргарет как раз должна будет стать этой жертвой. Далее следует череда странных событий и смертей, а бывшие участники экспедиции начинают панически бояться Маргарет и отождествлять её с древней царицей, да и сама девушка уже временами ведет себя как умершая тысячи лет назад Тара…
       Студия Hammer Films всегда славилась качественными и красочными постановками и лучше всего у них получись фильмы ужасов. Но в 1970-е, видимо, у многих хаммеровских режиссёров начался творческий кризис и они стали выдавать довольно посредственные работы, которые даже рядом не стояли с лучшими творениями Хаммеров 1960-х. Не стала исключением и «Кровь из могилы мумии», на которую я возлагал большие надежды. Сюжет этого фильма, вроде бы, и хорош, но чего-то в нём не хватает. История развивается неторопливо, но в то же время не вызывает скуки, ибо немногочисленное действие равномерно разбросано по всему фильму. Но в то же время фильм имеет ряд наивных и глупых вещей. Ну, во-первых, почему так называемая мумия на оную совсем не похожа. Это молоденькая девушка в откровенных древнеегипетских одеждах. Вообще-то мумий должны бальзамировать и т.п. Почему профессор держит её у себя в подвале и почему эта мумия не гниет, ибо там недостаточно холодно, чтобы хотя бы затормозить процессы разложения? И почему бывшие участники экспедиции так неожиданно стали бояться Маргарет. Неужели они не видели эту девушку раньше, ведь она – дочь их коллеги?

       В подобных фильмах обычно должна быть хорошая атмосфера, но её здесь нет вообще. Декорации, костюмы героев, их поведение, как всегда у Хаммеров, на уровне, а вот с остальным ситуация совсем иная. Авторы никак не пытаются создать мрачный визуальный ряд, используя хотя бы необычные ракурсы и освещение, но самое главное в этом творении – музыка. В таком фильме просто обязаны быть мелодии с восточными египетскими мотивами, которые подчеркнут загадочную атмосферу происходящих на экране событий. А на деле мы получаем совсем дешевые и до невозможности скучные и примитивные симфонические мелодии (лишь в некоторых есть небольшой намек на что-то египетское). Такой саундтрек отнюдь не способствует созданию обязательного для подобного кино ореола загадочности. Актёрская игра всегда была сильной стороной Хаммеров и здесь они себе не изменили и пригласили пусть неизвестных, но талантливых актёров. Валерии Леон очень хорошо смотрится в двойной роли – невинной дочери Фукса и зловещей царицы Тары.

       «Кровь из могилы мумии» - средненькая мистическая лента, даже по меркам позднего Hammer Films. Отсутствие какой-либо атмосферы и куча глупостей в сюжете очень сильно портят мнение о фильме, а отвратительный саундтрек так и вообще – главная ошибка создателей. Как экранизация новеллы Брэма Стокера фильм тоже довольно слаб. Лучше посмотрите «Пробуждение» (The awakening, 1980) Майка Ньюэлла, которое и является на данный момент лучшим экранным воплощением «Алмаза семи звезд».

Материал опубликован: 28 мая 2011 года.