Беатриче Ченчи
Оригинальное название: Beatrice Cenci, Castle of the banned lovers.
Производство: Италия 1956г.
Режиссер: Риккардо Фреда.
В ролях: Мирей Гранелли, Джино Черви, Фаусто Тоцци, Антонио де Теффе, Мишелин Пресле.
История о Беатриче Ченчи, девушке, замученной собственным отцом, не раз привлекала внимание западных кинематографистов, но самые известные фильмы на эту тему сняли итальянцы. Первым был Гвидо Бриньоне, выпустивший в 1941 году свою версию под названием «Беатриче Ченчи», вторым стал Риккардо Фреда, который в 1956 году снял, по мнению некоторых зрителей, лучшую версию этой истории. Ну и завершает список мастер кровавых фильмов ужасов Лючио Фульчи, который в 1969 году снял самую жестокую экранизацию этой трагедии под всё тем же названием – «Беатриче Ченчи». Но сейчас мы поговорим не о его фильме, а о менее известной и недоступной до недавнего времени ленте Риккардо Фреды.
Сюжет у всех трех фильмов более-менее одинаков и лишь отличается в силу авторского подхода и цели создателей (кто-то хотел больше драматизма, а кто-то стремился к демонстрации пыток и насилия). Главной героиней фильма является девушка по имени Беатриче Ченчи (Мирей Гранелли), дочка богатого и влиятельного римлянина Франческо Ченчи (Джино Черви), дела которого стали идти не очень хорошо и который уже довел до смерти своего родного сына, выдав это за несчастный случай. Он оскорбляет и издевается над прислугой и всеми, кто ниже его по рангу, но ещё более жесток он к своей собственной семье. Жену он ни во что не ставит, но зато питает нездоровый интерес к подросшей дочке Беатриче, которая уже несколько раз пыталась сбежать, но всё неудачно. Результатом этих попыток оказывался очередной скандал и последующая ночь в подвале. Но в один день в замок прибывает секретарь другой влиятельной семьи Олимпио Кальветти (Фаусто Тоцци), который должен будет какое-то время пожить и поработать в замке. Естественно, Беатриче влюбляется в него, а отец выступает резко против их отношений, но он ещё не знает, что против него уже тоже плетутся интриги...
Риккардо Фреда настолько «неоднородный» режиссёр, что с каждым новым фильмом не знаешь, чего от него ожидать. Он выдавал и очень качественные, интересные ленты, но в то же время в его фильмографии полно дешевой халтуры, снятой за смехотворные суммы непонятно с каким прицелом и для какой аудитории. Однако на этот раз он постарался на славу и выдал действительно захватывающую, качественную и красивую ленту, которую отчасти можно назвать предтечей его готических фильмов ужасов…
Картина начинается с красивых ночных сцен, в которых девушка бежит по мрачному лесу. Эти сцены идеально подошли бы к какому-нибудь готическую фильму ужасов, в котором некто или нечто преследует свою жертву по лесу, но мы смотрим трагическую историю безо всякой мистики. Дальше действие переносится в замок Франческо Ченчи, который оказывается не таким садистом, как его показал Лючио Фульчи. Франческо Ченчи у Фреды больше стареется давить психологически на свою семью и унижать домочадцев, нежели применять к ним пытки и насилие (хотя без этого тоже не обходится). Когда у главы семейства не станет денег, и он узнает, что его сын сможет получить какие-то суммы только после наступления 25-летия или смерти, в его голове созревает план отправить своё чадо на войну, чтобы поскорее свети на тот свет и получить очередную крупную сумму себе в карман. Ближе к финалу Франческо Ченчи, конечно же, тоже совсем оборзеет и возьмется за оружие, но события пойдут не по задуманному им сценарию…
Всё же Риккардо Фреда больше старался акцентироваться на трагической составляющей этой истории и практически не уделял внимание действию и насилию. Однако это совсем не испортило его ленту, а даже наоборот сделало её более «интеллигентной» и «взвешенной», нежели у того же Фульчи. Сценарий написан так, что зрителю определенно не придется скучать, а события в нём развиваются достаточно быстро. Интрига сохраняется до конца, но те, кто знаком с историей Беатриче Ченчи уже самого начала будут знать, чем всё это закончится. Приятное музыкальное сопровождение Франко Маннино является отличным дополнением к и без того замечательной ленте.
На главную роль была приглашена французская актриса Мирей Гранелли. Вот здесь авторы допустили небольшой промах, ибо ни внешне, ни по актёрской игре она ничем не выделяется. Сюда надо было брать талантливую и нежную леди, которая бы вызывала эмоции у зрителя, а персонаж у Гранелли получился слишком холодный и невзрачный. Франческо Ченчи в исполнении Джино Черви достаточно хорош, актёр неплохо вжился в предложенную ему роль. Это же касается и Фаусто Тоцци, которому достался персонаж Олимпио, возлюбленного главной героини. Внимательный зритель увидит совсем молодую будущую звезду спагетти-вестернов Антонио де Теффе, который сыграет ещё одного сына Франческо.
«Беатриче Ченчи» Риккардо Фреды может успешно состязаться с более известным творением Лючио Фульчи. Сравнивать эти фильмы я не хочу: хотя они и сняты на основе одной и той же фабулы, но всё же они совершенно разные стилистически. Могу сказать только одно, что работа Риккардо Фреды ничем не уступает картине Лючио Фульчи и также крайне рекомендуется к просмотру абсолютно всем категориям зрителей.
Материал опубликован: 28 октября 2013 года.