Постель Сатаны
Оригинальное название: Batas Impian Ranjang Setan, Satan's bed, Cauchemar.
Производство: Индонезия 1983г.
Режиссер: Х.Тжут Джалиль (Кат Джалиль).
В ролях: Марианна Вульф, Дидье А. Амель, Х.Бокир, Чинтами Атманегара.
Х.Тжут Джалиль, наверное, самый известный за пределами Родины индонезийский режиссёр. Некоторые его фильмы получили неплохое распространение за границей и ныне считаются культовыми наравне со многими европейскими и американскими лентами. Я говорю о таких картинах как «Мистика в Бали» (Leak, 1981), «Леди Терминатор» (Pembalasan ratu pantai selatan, 1988) и «Опасная соблазнительница» (Bercinta dengan maut, 1992). Помимо этого он снимал фильмы и для внутреннего рынка, среди которых также были ужасы и мистика. Одной из таких лент стал практически неизвестный за пределами родины фильм под названием «Постель Сатаны», главной особенностью которого является тот факт, что он имеет схожий сюжет со знаменитым «Кошмаром на улице Вязов» Уэса Крейвена, но был снят годом ранее.
В прологе мы видим, как некие люди расстреливают большое голландское семейство в роскошном особняке. После этого мы переносимся на много лет вперед, и теперь на месте их захоронения стоит дом, который покупает главная героиня. Её дочь приглашает друзей в дом, но они ещё не знают, что глава того голландского семейства превратился в призрака, некое подобие Фредди Крюгера с когтистой рукой, а его жена также всегда рядом. Этот призрак начинает приходить во сны главных героев и убивать их одного за другим. Никто не в силах изгнать его, в том числе и местные шаманы. Количество смертей растет, и так бы продолжалось до бесконечности, если бы на пороге дома не появился католический священник…
Интересный сюжет для кино мусульманской страны. Я предполагаю, что в процессе написания сценария авторы всё же планировали ориентировать фильм на западную аудиторию, тем более что снятая до этого «Мистика в Бали» пользовалась популярностью и принесла известность её создателям. Но впоследствии, видимо, что-то пошло не так, и фильм быстро переориентировали для внутреннего рынка, почему-то не убрав эпизод с католическим священником. Это не пошло ему на пользу, да и сам сценарий вызывает много вопросов.
Первоначальная фабула о призраках убитых голландцев в старинном доме просто превосходна, но сценаристы умудрились написать такую муть, что она перечеркивает не только интересный сюжет, но и многие другие плюсы картины, такие как атмосфера и музыка. Дело в том, что при продолжительности в 85 минут что-то начинает происходить только ближе к 40-й минуте, да и то сцена убийства девушки призраками снята очень целомудренно, а сам этот призрак кривляется и ржет. Куда больше авторов интересуют взаимоотношения главных героев: отношения молодежи, их тусовки, а также попытки их матери, женщины купившей дом, наладить личную жизнь, которые заключаются в совместных купаниях и сне с жирным несуразным и женатым мужиком. Это позволяет авторам дать некий моральный намек смотрящему: нельзя развратствовать, а то духи покарают. Это послание не раз будет показано в фильме, ведь первой жертвой призраков также стала занимающаяся любовью молодая пара, которую предупреждала о гневе духов целомудренная девушка. Честно говоря, смотрится это смешно.
Что же касается убийств, то почти все они сняты целомудренно, поэтому не стоит ждать дикостей, свойственных индонезийскому кино того времени и не стоит любоваться на красивую обложку и думать, что фильм будет такой же, как и она. Максимум что делают призраки – душат свои жертвы и бегают за ними во снах, бросая головы. Некоторые сцены сняты из рук вон плохо и в них видна даже проволока, на которой поднимают «взлетающую» кровать. В финале всё также вяло: здесь не будет красивого и оригинального сражения сил света и тьмы, всё произойдет быстро и банально. И ещё раз отмечу, что сцен с призраками в фильме кот наплакал, а основная его часть посвящена диалогам, беготне и взаимоотношениям главных героев.
Отдельно стоит поговорить об атмосфере и… юморе. Режиссёру удалось создать красивый мрачный визуальный ряд, а музыка с печальным женским вокалом – просто шедевральна. Эх, если бы и сам фильм был полон действия и саспенса, то цены б ему не было. Но, увы, убогий сценарий губит всё на корню. Вдобавок к этому авторы снабдили своё творение небольшой долей идиотского юмора, главным носителем которого является тощий и страшный на вид садовник (которого играет, если не ошибаюсь, Х.Бокир, кочующий со своими кривляньями из одного фильма в другой). Он будет бегать, кричать и приставать к толстой служанке. На этих сценах зритель должен смеяться и не важно, что он настроился смотреть фильм ужасов о призраках, вдохновленный «Кошмаром на улице Вязов». Лично я вздохнул с облегчением, когда этот персонаж пал смертью храбрых от рук призрака.
Что можно сказать в заключении? У Х.Тжута Джалиля была возможность снять ещё один шедевр и отправить его на западный рынок, но либо он побоялся, что к нему могут возникнуть претензии от правообладателей оригинального «Кошмара…», либо что-то другое. Правда, он не делал копию фильма Крейвена, а лишь взял когтистую руку и фабулу о явлении во снах. Всё остальное не имеет никакого отношения к американскому ужастику. В результате мы получили скучное кино с небольшой долей неимоверно тупого юмора, но отличной атмосферой и музыкой. Смотреть его или нет – решать вам, но не ждите того, что вы видели в фильмах режиссёра, снятых для западного рынка. Слабая, скучная и неинтересная лента.
Материал опубликован: 24 сентября 2014 года.