Бандиты в Милане


Оригинальное название: Banditi a Milano, The violent four, Bandits in Milan.
Производство: Италия 1968г.
Режиссер: Карло Лидзани.
В ролях: Джан Мария Волонте, Томас Милиан, Рей Лавлок,
Маргарет Ли, Агостина Белли, Уго Болонья, Карло Лидзани (нет в титрах).
       Этот фильм основан на реальных событиях, произошедших в Милане во второй половине 1967 года. В 1968 году Карло Лидзани решил экранизировать эту страшную историю с ограблением банка и создал весьма необычный фильм, который как бы предваряет появление жестоких криминальных триллеров в Италии в 1970-е гг.

       «Бандиты в Милане» - это смесь документального и криминального кино. Режиссёр пытается совместить эти два казалось бы ничего не имеющие общего жанра, в результате чего мы получаем довольно необычный стиль повествования. Первые 30 минут фильма представляют собой чуть ли не чистую документалистику. Нам рассказывают о всплеске преступности в Милане, о проституции, ограблениях, крышевании и тому подобных вещах. Журналисты берут интервью у разных людей, в том числе и у одного из главных героев, полицейского комиссара Базеви (Томас Милиан). Позже режиссёр представляет зрителю и главного злодея – преступника по имени Пьетро Каваллеро (Джан Мария Волонте), который вместе со своими друзьями ограбил уже не один банк. Делают они это весьма необычно и перед каждым своим уходом они приказывают клерку нажать кнопку экстренного вызова полиции. В один день всё пошло не так, как планировалось, и теперь за преступниками гонятся несколько полицейских машин. Чтобы хоть как-то оторваться от преследования Пьетро начинает стрелять по людям из окна машины, но это не помогает и теперь все бандиты бросились в рассыпную и решили скрываться в лесах. Задача полиции - найти Каваллеро и его друга, чтобы они не успели окончательно затаиться и избежать ответственности за своим злодеяния…
       У этого фильма, который непременно заслуживает зрительского внимания, есть как плюсы, так и минусы. Ну, начнем с плохого. Первые 30 минут фильма мне показались уж чересчур документальными. Они содержат ряд вещей, которые не имеют никакого отношения к основному сюжету ленты. Скажем, зачем было рассказывать историю о девушке (Маргарет Ли), которую обманным путем сделали проституткой, а потом убили? Или зачем была нужна сцена с женщиной из Швеции, которая звонила итальянским полицейским с целью пообщаться с ними? Я понимаю, что режиссёр хотел рассказать о всплеске преступности в Милане и по стране в целом, но уж слишком долго и скучно он это делал. Также мне не понравилось, что полицейского комиссара играл Томас Милиан. Не поймите меня неправильно, я очень хорошо отношусь к этому актёру, но объективно это не его роль. Он ещё слишком молод и выглядит недостаточно солидно для подобного персонажа. Сыграл он отлично, хотя и был приглашен на съёмки чуть ли не в качестве гостя.

       После того, как Карло Лидзани введет зрителя в курс дела, начинается основная история, которая и произошла в Милане в 1967 году. Бандиты будут грабить банки и жестоко обращаться с обычными людьми, попавшимися им под руку, а их главарь, очень харизматичная личность, будет на все 100% уверен в своей безнаказанности. Но после того как дела пошли не по заранее отработанному плану и за ними увязалась полиция, преступники превратились в настоящих психов, которые готовы палить по детям и женщинам, лишь бы уйти от преследования. И тут перед Лидзани можно снять шляпу, ибо он предлагает на суд зрителя одну из лучших автомобильных погонь во всем итальянском кино. Мало того, что эта сцена очень продолжительна и разнообразна, так ещё и участие Джана Марии Волонте делает её просто эталонной. Режиссёр не стесняется показывать жестокость бандитов, но в то же время не демонстрирует дикое насилие. Он давит на психику зрителя, показывая безжалостность и беспринципность преступников, которые убивают детей, женщин и других ни в чем неповинных людей, волею судьбы оказавшихся в ненужном месте в ненужное время. В один момент герой Волонте выглядывает из окна машины и кричит полицейским, чтобы остановились, а, поняв, что реакции не последует, наставил дуло автомата на детскую площадку. И тут комиссар отдал приказ притормозить, ибо этот Каваллеро запросто мог бы расстрелять детей и ехать дальше. Подобные сцены мы сможем увидеть в более поздних фильмах жанра. Например, в «Жестоком Риме» Марино Джиролами.
       На главные роли Карло Лидзани пригласил множество талантливых актёров. Помимо гениального Джана Марии Волонте, в фильме ещё играют уже упоминавшийся Томас Милиан, совсем молодой Рей Лавлок в роли одного из бандитов, Маргарет Ли, Карла Гравина, а также в эпизодических ролях Агостина Белли, Уго Болонья и сам режиссёр. Фильм стоит смотреть даже из-за этого отличного актёрского состава, не говоря уже о его вышеописанных достоинствах. Но бесспорной звездой всего этого действа является, конечно же, Джан Мария Волонте, который сразу же после появления на экране быстро притягивает к себе внимание и затмевает остальных своей блестящей игрой.

       «Бандиты в Милане» - очень необычная смесь документалистики и криминального триллера, предвещающая появление целого жанра итальянских poliziottesco. Карло Лидзани, в фильмографии которого есть проходные и даже слабые работы, на этот раз постарался на славу и подарил нам, зрителям, если не шедевр, то очень крепкую и непременно достойную просмотра работу.

Материал опубликован: 08 марта 2010 года.