Пробуждение
Оригинальное название: The awakening.
Производство: Великобритания 1980г.
Режиссер: Майк Ньюэлл.
В ролях: Чарлтон Хестон, Сюзанна Йорк, Стефани Зимбалист, Джилл Таунсенд.
Производство: Великобритания 1980г.
Режиссер: Майк Ньюэлл.
В ролях: Чарлтон Хестон, Сюзанна Йорк, Стефани Зимбалист, Джилл Таунсенд.
Роман Брэма Стокера «Алмаз семи звезд» по данным IMDB экранизировался трижды, не считая эпизода одного малоизвестного сериала. Первыми были британские Hammer Films, которые в 1971 году выпустили на экраны довольно известную картину «Кровь из могилы мумии» (Blood from the mummy’s tomb), затем в 1980-м была выпущена вторая экранизация, которой оказался фильм Майка Ньюэлла «Пробуждение» и, наконец, в 1998-м выходит низкобюджетная «Легенда о мумии» (Legend of the mummy) Джеффри Оброу. Многие считают «Пробуждение» лучшей экранизацией этого произведения и одним из лучших фильмов про Египет и его мистерии. Давайте попытается разобраться, правы они или нет.
Главный герой фильма – профессор Мэттью Корбек (Чарлтон Хестон), который поехал с беременной женой в Египет, где по следам голландского археолога пытается отыскать гробницу преданной забвению царицы Египта, о которой практически нигде не упоминается, но в существовании которой на 100% уверен Корбек. В один день он находит вход в склеп, а в этот момент жена рожает ему дочь. Проходит время, муж и жена уже давно разошлись, и дочь осталась жить с матерью в США, в то время как отец живет в Англии и занимается исследованиями. Постепенно он узнает о своей находке всё больше и больше: эта царица была очень жестокой и именно поэтому её похоронили безо всяких почестей и предали её имя забвению. Также она оставила пророчество, в котором говорится о том, что через много лет придет человек с Севера и найдет её гробницу, а также то, что с его помощью особых ритуалов она сможет вернуться в наш мир. Постепенно, словно по велению каких-то сверхъестественных сил, профессор начинает подготовку к ритуалу, ключевым звеном в котором должна будет стать его собственная дочь…
Майк Ньюэлл снял довольно необычную ленту, которая вызывает диаметрально противоположные оценки зрителей: от резко негативных, утверждающих, что фильм дико скучный, до восторженных, говорящих о том, что это лучший фильм о египетском мистицизме всех времен и народов. Лично я не буду принимать столь радикальные позиции и не стану присоединяться ни к одной из групп. Фильм получился действительно неординарный и вряд ли кто сможет усомниться в профессионализме его создателей, но всё же у него есть несколько недостатков, о которых я попытаюсь рассказать ниже. Для начала поговорим об атмосфере. Данная картина всё же имеет мистическую линию в сюжете, поэтому авторы решили создать жуткое и одновременно красивое кино, которое будет приятно пугать зрителя на подсознательном уровне и радовать его глаз красивым визуальным рядом. Сцены в склепах, храмах, темных коридорах и просто в ночном Египте смотрятся устрашающе и сами по себе очень красивы. Особенно красиво выглядят эпизоды ближе к финалу, в которых главные герои ищут потайную комнату в гробнице. Здесь авторы решили сначала окутать зрителя тягучей и обволакивающей атмосферой загадочности, а потом нанести удар жестокой сценой, в которой гибнет один из героев. Всё это смотрится великолепно и производит неизгладимое впечатление на зрителя. Финальный ритуал и попытки отца спасти дочь тоже выше всяких похвал. Освещение, декорации, интерьеры и само построение сцены настолько великолепны, что просто нет слов.
Действия в фильме мало, а убийств и подавно практически нет, за исключением пары эпизодов, о которых я предпочту молчать, дабы не раскрывать интригу сюжета. Но в этом то и кроется небольшой минус фильма. При продолжительности в 100 минут картина, несмотря на все её достоинства, оказалась немного затянутой. Вся эта обыденная жизнь героев, все эти доскональные расследования, огромное количество дневных сцен и не особо нужных диалогов немного портят созданный авторами ореол загадочности, но не настолько, чтобы отбить у зрителя желание смотреть эту объективно качественную и достойную внимания картину.
В дополнение ко всем вышеперечисленным плюсам можно добавить отличную актёрскую игру. Чарлтон Хестон великолепен в роли неутомимого и местами даже одержимого профессора Мэттью Корбека, Сюзанна Йорк достойно играет его ассистентку, которой уготовано стать его женой. Ну и молодая Стефани Зимбалист очень даже неплохо смотрится в ключевой роли дочери главного героя. А музыкальное сопровождение Клода Боллинга здорово помогает авторам в создании атмосферы загадочности и присутствия сверхъестественного. Мне очень понравились восточные нотки в этом саундтреке, который местами похож на лучшие работы итальянского проекта Urna (тот, которым руководит Джанлука Мартуччи).
«Пробуждение» - отличный мистический детектив на тему египетских мистерий. Жаль, что авторы допустили ошибку и сделали сюжет этого творения чересчур затянутым, ибо в остальном картина великолепна и могла бы с легкостью претендовать на звание шедевра и одного из лучших фильмов на данную тему. А так это очень крепкая работа, просмотр которой я рекомендую всем категориям зрителей, при условии, что они могут вдумчиво смотреть фильмы с малым количеством действия.
Майк Ньюэлл снял довольно необычную ленту, которая вызывает диаметрально противоположные оценки зрителей: от резко негативных, утверждающих, что фильм дико скучный, до восторженных, говорящих о том, что это лучший фильм о египетском мистицизме всех времен и народов. Лично я не буду принимать столь радикальные позиции и не стану присоединяться ни к одной из групп. Фильм получился действительно неординарный и вряд ли кто сможет усомниться в профессионализме его создателей, но всё же у него есть несколько недостатков, о которых я попытаюсь рассказать ниже. Для начала поговорим об атмосфере. Данная картина всё же имеет мистическую линию в сюжете, поэтому авторы решили создать жуткое и одновременно красивое кино, которое будет приятно пугать зрителя на подсознательном уровне и радовать его глаз красивым визуальным рядом. Сцены в склепах, храмах, темных коридорах и просто в ночном Египте смотрятся устрашающе и сами по себе очень красивы. Особенно красиво выглядят эпизоды ближе к финалу, в которых главные герои ищут потайную комнату в гробнице. Здесь авторы решили сначала окутать зрителя тягучей и обволакивающей атмосферой загадочности, а потом нанести удар жестокой сценой, в которой гибнет один из героев. Всё это смотрится великолепно и производит неизгладимое впечатление на зрителя. Финальный ритуал и попытки отца спасти дочь тоже выше всяких похвал. Освещение, декорации, интерьеры и само построение сцены настолько великолепны, что просто нет слов.
Действия в фильме мало, а убийств и подавно практически нет, за исключением пары эпизодов, о которых я предпочту молчать, дабы не раскрывать интригу сюжета. Но в этом то и кроется небольшой минус фильма. При продолжительности в 100 минут картина, несмотря на все её достоинства, оказалась немного затянутой. Вся эта обыденная жизнь героев, все эти доскональные расследования, огромное количество дневных сцен и не особо нужных диалогов немного портят созданный авторами ореол загадочности, но не настолько, чтобы отбить у зрителя желание смотреть эту объективно качественную и достойную внимания картину.
В дополнение ко всем вышеперечисленным плюсам можно добавить отличную актёрскую игру. Чарлтон Хестон великолепен в роли неутомимого и местами даже одержимого профессора Мэттью Корбека, Сюзанна Йорк достойно играет его ассистентку, которой уготовано стать его женой. Ну и молодая Стефани Зимбалист очень даже неплохо смотрится в ключевой роли дочери главного героя. А музыкальное сопровождение Клода Боллинга здорово помогает авторам в создании атмосферы загадочности и присутствия сверхъестественного. Мне очень понравились восточные нотки в этом саундтреке, который местами похож на лучшие работы итальянского проекта Urna (тот, которым руководит Джанлука Мартуччи).
«Пробуждение» - отличный мистический детектив на тему египетских мистерий. Жаль, что авторы допустили ошибку и сделали сюжет этого творения чересчур затянутым, ибо в остальном картина великолепна и могла бы с легкостью претендовать на звание шедевра и одного из лучших фильмов на данную тему. А так это очень крепкая работа, просмотр которой я рекомендую всем категориям зрителей, при условии, что они могут вдумчиво смотреть фильмы с малым количеством действия.
Материал опубликован: 22 мая 2011 года.