Мучение
Оригинальное название: Angustia, Anguish.
Производство: Испания 1987г.
Режиссер: Бигас Луна.
В ролях: Майкл Лернер, Зельда Рубинштейн, Анхель Хове, Талия Пол.
Наверное, каждому любителю кино известно имя испанского режиссёра Бигаса Луны, который снимал в основном арт-хаус, завоевал немало наград на различных кинофестивалях, сам сидел в жюри и продолжает творить до сих пор. Временами он отвлекался от привычных ему тем и снимал довольно необычные ленты других жанров, правда не без наплыва всё того же арт-хауса. В 1987 году на экраны выходит фильм ужасов Бигаса Луны под незамысловатым названием «Мучение», который снискал множество лестных отзывов, а также пять наград и две номинации. И, естественно, он снят не без традиционного для режиссёра необычного стиля.
В начале нас знакомят с главными героями. Джон (Майкл Лернер) и его мамочка (Зельда Рубинштейн) аккуратно и с любовью достают голубя, который упал за шкаф и застрял там. Джон работает в медицинской клинике, помогает офтальмологу, а также беспрекословно слушается свою мамочку. Однажды дела не заладились, и он вылетел с работы, а мамочка пообещала отомстить за унижение её сына. Теперь Джон берет в руки набор скальпелей и вырезает глаза своим жертвам. Позже он заблокирует все выходы из местного кинотеатра и начнет убивать оказавшихся взаперти людей. Через 25 минут после начала фильма мы узнаем, что всё происходящее на экране – это фильм внутри фильма. Т.е. это фильм, который демонстрирует кинотеатр, и который смотрят совершенно разные и непохожие друг на друга люди. Главными героинями являются две девушки: одна просто в восторге от того, что видит на экране, а вторая впилась в кресло и постоянно предлагает уйти. А тем временем в зале сидит странный мужчина, который сразу же вызывает подозрения пугливой девчонки. Но подруга не верит ей. Решив отойти в туалет, она понимает, что была не права и становится свидетелем жуткой сцены: этот мужчина начинает убивать работников кинотеатра. Потом события в реальной жизни начинают повторять то, что ещё недавно показывали в фильме…
К концу 1980-х схема «фильм внутри фильма» была не нова, но мало кому из режиссёров удавалось настолько хорошо совместить реальность и вымысел. Повествование построено по такой схеме, что поначалу думаешь, будто действительно смотришь фильм про маньяка и его мамочку, но потом сюжет резко меняет ориентиры и переносит зрителя в кинотеатр, где история, показанная на экране до этого, постепенно начинает воплощаться в жизнь. Но показ фильма на этом не обрывается, а наоборот он идет параллельно, и авторы регулярно рассказывают нам о похождениях Джона и его мочки, а тем временем реальный убийца начинает копировать его шаги. Правда со временем он разработает свой план, и финал будет немного другой, нежели в истории о Джоне, но в общем и в целом в своих действиях реальный маньяк опирался на киношного.
Уж не знаю, что хотел сказать Бигас Луна своим фильмом… возможно, это было предупреждение о негативном влиянии экранного насилия на людей. Подобные идеи высказывал и Джулиано Монтальдо в 1978 году в своём фильме «Замкнутый круг» (Circuito chiuso), но работа Бигаса Луны получилась более жесткая и содержит немало арт-хаусных фишек и странных чуть ли не сюрреалистических и психоделических сцен, что непременно оотпугнет некоторых зрителей от ленты.
Помимо всего вышесказанного Бигас Луна умело играет на нервах зрителя, выстраивая сцены так, что он не сможет предугадать дальнейшие действия маньяка и вообще дальнейшее развитие событий, и будет вынужден томиться в ожидании и строить всевозможные догадки. Добавим сюда довольно жесткие и кровавые сцены насилия, а также быстрое развитие событий во второй половине фильма и получим добротный остросюжетный триллер не для слабонервных зрителей. Картина мне понравилась, смотрится она довольно интересно и радует наличием множества оригинальных авторских решений и грамотной постановкой. Шедевром я бы её не назвал, но это определенно крепкая работа, с которой непременно стоит ознакомиться всем любителям напряженных триллеров и ужасов.
Материал опубликован: 26 декабря 2012 года.