Болезненная любовь одной графини

  • Оригинальное название: Amori morbosi di una contessina, Fate la nanna coscine di pollo.

  • Производство: Италия 1977г.

  • Режиссер: Амази Дамиани.

  • В ролях: Рита Кальдерони, Джанни Деи, Марина Хедман, Лида Ферро.

Амази Дамиани, однофамилец знаменитого Дамиано Дамиани, никогда не был известной персоной в итальянском кинематографе. Нередко фильмы, снятые Амази, быстро исчезали из виду после выхода в прокат, оседая на полках архивов, в результате чего некоторые работы Дамиани стали восприниматься чуть ли не как «фантомы». Одним таким «призраком» долгое время была лента, фигурировавшая под названиями «Fate la nanna coscine di pollo»/«Amori morbosi di una contessina»/«I desideri morbosi di una contessina». IMDB сообщает, что сия кинокартина была снята в 1983 году, но данная информация не соответствует действительности: цензурная комиссия выдала разрешение (№ 71048) на прокат фильму «Болезненная любовь одной графини» 8 ноября 1977 года. Производственный процесс финансировался организацией Cooperativa Cinematografica Pisorno.

Название фильма – «Спите спокойно, цыплячьи ножки» - отсылает к одноименной популярной песенке, которую итальянские мамы напевали своим чадам перед сном. В качестве альтернативы этой титулатуре было придумано более броское заглавие «Болезненная любовь одной графини». После быстрого исчезновения оной ленты с экранов кинотеатров, она вновь всплыла в 1983 году. На волне популярности порно, фильм был извлечён из небытия и дополнен некоторым количеством откровенных сексуальных сцен. ХХХ-версия получила название «Болезненные желания одной графини», а на афише красовалось изображение Айиты Уилсон. Дамиани, правда, рассказывал следующее: он действительно отснял несколько порносцен для оригинала, но какие-то проблемы правового характера не позволили фильму выйти в прокат. В результате адюльт-сцены остались сами по себе, не попав туда, куда их планировали «инкорпорировать». Кстати, есть вариант, что и в 1977 году картина Амази до зрителей не дошла, так как не удалось заключить соглашение с дистрибьюторами. Таким образом, этот проект уроженца Ливорно приобрёл тот самый статус «фантома» и стал самым настоящим раритетом, существование которого нередко подвергалось сомнению. Этот скепсис сошёл на нет в первые годы Миллениума, когда выяснилось, что этот фильм действительно существует и, более того, имеется на руках у некоторых коллекционеров. Исчезновение «Fate la nanna coscine di pollo» знающие люди объясняли банкротством выпускающей организации. В 1977 году Pisorno спонсировала два проекта Амази Дамиани (в которых были задействованы одни и те же актёры): уже неоднократно упомянутый «Спите спокойно, цыплячьи ножки» и комедийный джалло (?) «D'improvviso al terzo piano». Финансовый крах продюсерской фирмы непосредственно повлиял на исчезновение этих двух картин. «D'improvviso al terzo piano», к примеру, не числится в перечне режиссур Дамиани в электронной версии итальянского киноархива, хотя фильм существует и даже был продемонстрирован узкому кругу лиц на частном показе. Итак, изложив непростую и загадочную историю «Болезненной любви», можно перейти к описанию сюжета (его, как и сценарий, создал сам А. Дамиани).

Компания приятелей (две женщины и один мужчина) приезжает на вечер, организованный пожилой графиней в своём особняке. Аристократка неожиданно предлагает своим молодым гостям одно необычное дело. У дамы, в чьих жилах течёт голубая кровь, есть вилла, в окрестностях которой спрятан клад. Клад этот состоит из многочисленных драгоценностей, за которые можно выручить громадную сумму денег. Так вот, с позволения контессы, молодые люди могут поселиться на этой самой вилле и заняться поисками сокровищ. Контесса даже готова снабдить молодых людей подсказкой, которая значительно облегчит процесс поиска. Графиня уверена в том, что охота за кладом неминуемо приведёт троицу к серьёзному конфликту и сведёт на нет их дружбу. Гости дворянки принимают её заманчивое предложение и отправляются жить на виллу, считая, что никакого конфликта в коллективе не будет и их отношения друг с другом останутся нормальными. Едва успев обосноваться на новом месте жительства, искатели получают от графини обещанную подсказку: водитель контессы привозит на виллу конверт и вручает его молодым людям. Вскрыв конверт, приятели немало озадачиваются: они обнаруживают там только лист бумаги с надписью «Fatte la nanna coscine di pollo». Обе барышни и их спутник начинают ломать голову над тем, как им может помочь эта подсказка: на что же указывает название колыбельной песенки? Одновременно с этими размышлениями в компании кладоискателей начинает возрастать напряжение, так как мысленно каждый желает стать единоличным владельцем сокровищ. Первым не выдерживает мужчина: он убивает некоего Андреа, человека, использующего старую виллу в качестве временного пристанища. Воспалённое сознание внешне добропорядочного индивидуума, видит в Андреа опасного конкурента, которого надо устранить любой ценой. Итак, первая кровь пролилась, а что же будет дальше?

Амази Дамиани снял медленный и вдумчивый фильм с очень интересным сюжетом. Картина у Дамиани вышла довольно пессимистичная и даже мизантропическая. Человек, по мнению Амази, опасное существо, чьи тёмные страсти спрятаны под маской внешней порядочности. Герои «Болезненной любви…» - обыкновенные люди, которых, на первый взгляд, трудно заподозрить в чём-то предосудительном. Но когда в их жизни появляется перспектива без особых усилий сорвать большой куш, в их внутреннем мире берёт старт процесс нравственной деградации. Люди, вынужденные проводить большую часть времени на вилле и прилегающей к ней территории, в условиях негласной конкуренции друг с другом, становятся похожи на пресловутых пауков в банке. Двое кладоискателей психологически готовы к убийству, как к средству достижения успеха в этом необычном предприятии, а одна женщина предпочитает действовать более тонко, используя свою внешность: она соблазняет водителя контессы, надеясь со временем вытянуть из него сведения о местоположении сокровищ. Приятельским отношениям охотников за драгоценностями приходит конец, более того, вчерашние друзья в мгновение ока превращаются в смертельных врагов, стремящихся только к тому, чтобы обскакать ближнего своего, не гнушаясь при этом никакими средствами. Если на горизонте маячит материальная выгода, даже простой обыватель сильно рискует превратиться в аморального преступника, который ничем не лучше «профессионального» уголовника. Очень мрачный взгляд на «венец творения», не правда ли? Пожилая графиня, знаток человеческих душ, оказалась права, предрекая своим гостям серьёзные проблемы, с коими они непременно столкнуться во время поисков драгоценностей. Но и сама аристократка, «соблазнившая плебеев» тайным кладом, едва ли может быть оправдана, ибо в её действиях просматривается явный и очень нехороший умысел. То есть, как мы видим, в этом фильме все основные персонажи - отрицательные.

Действия в «Болезненной любви…» практически нет. Режиссёр сосредоточился на создании специфической атмосферы зловещей таинственности, «дополняемой» лёгкой мрачностью. В этом он преуспел. Медленно разрушающаяся старая вилла, окружённая зелёными посадками, где не так-то легко встретить человека, уродливые барельефы и скульптуры, подражающие искусству античного Рима, запустение... Всё это создаёт у зрителя ощущение печали, подобное тому чувству, которое испытывает практически каждый из нас при уходе лета. Этот необычный визуальный ряд удачно дополняется музыкой Недо Бенвенути: особенно эффектно звучит женский вокал. Обратите внимание на сцену блужданий главных героев по парковой зоне, когда женский голос периодически, несколько заунывно, напевает колыбельную. Есть здесь сцены и с female nudity, но их немного.

Главные роли в этом безвестном фильме Амази Дамиани исполнили Рита Кальдерони, Марина Хедман, Джанни Деи и Лида Ферро. Для бывшей балерины и баскетболистки Риты Кальдерони 1977 год прошёл под знаком сотрудничества с Дамиани, давшего ей роли в трёх своих лентах. Пик карьеры Риты, как известно, пришёлся на 1971-1974 гг., когда девушка активно работала с Ренато Ползелли («Правда по Сатане»/«Горячка»/«Реинкарнация Изабель») и Луиджи Батцеллой («Обнажённая для Сатаны»), после чего у актрисы, по моему мнению, начался период без ярких ролей. В «Болезненной любви одной графини» Кальдерони (одна из барышень в компании новых жильцов виллы) выглядит блекло, по сравнению, например, с той же Марсией из «Горячки». Хотя, быть может, Амази хотел видеть Риту именно такой. Вторую женщину в компании кладоискателей сыграла Марина Хедман, которая на момент съёмок фильма только начинала свою работу в кино. Марина не стесняется обнажаться и вообще выглядит очень свежо и сексуально, так как в те годы алкоголь ещё не был её постоянным спутником. Джанни Деи, которого большинство любителей итальянского кинематографа знает по главной роли в «Джалло в Венеции» Марио Ланди, воплотил на экране образ единственного мужчины в компании охотников за кладом. Опытная Лида Ферро блестяще выглядит в ипостаси не совсем нормальной аристократки, наслаждающейся завлеканием людей в сети своей больной игры.

Автору обзора представляется, что фильм вряд ли вызвал бы широкий интерес, даже получи он полноценную поддержку от дистрибьюторов. Тому есть несколько причин. Во-первых, своим смысловым содержанием картина явно выпадала из контекста итальянских реалий 1977 года: экономического кризиса, коррупции и разгула бандитизма (в том числе и политически мотивированного). Сюжет «Болезненной любви…» был далёк от повседневности рядового итальянца. Во-вторых, в фильме не было ничего «остренького»: кровавых убийств, половых извращений, большого количества обнажённой женской натуры и откровенных сцен совокуплений - то есть всего того, что возбуждало интерес среднестатистического аппенинского посетителя кинотеатров. В-третьих, тот самый среднестатистический любитель походов по кинотеатрам, мог воспринимать эту ленту как ядовитую инвективу в свой адрес - в адрес обывателя - легко попиравшего любые нормы нравственности и закона, едва он чуял запах денег. Картина Амази Дамиани не очень-то похожа на жанровый продукт.

«Болезненная любовь одной графини» - необычный и интересный фильм, рассчитанный на вдумчивого и аналитически мыслящего зрителя. Здесь есть отличный сюжет, специфическая атмосфера, хорошее музыкальное сопровождение и солидный актёрский состав. Этими достоинствами сполна позволяет насладиться медленное развитие событий на экране. А свежее тело скандинавской красавицы, иногда предстающее в своей первозданной красоте, придаёт фильму лёгкий шик. Не обошлось здесь и без неординарных аудиовизуальных решений. С чувством удовлетворения ставлю вышеописанной картине 10 из 10.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 08 ноября 2012 года.