Мандрагора


Оригинальное название: Alraune, Unnatural.
Производство: ФРГ 1952г.
Режиссер: Артур Мария Рабенальт.
В ролях: Хильдегард Кнеф, Эрих фон Штрохайм, Карлхайнц Бём, Рольф Хеннигер.
       «Мандрагора» Артура Марии Рабенальта является пятой и на данный момент последней экранизацией одноименного научно-мистического романа Ганса Гейнца Эверса. Этот фильм, практически неизвестный российскому зрителю, является как бы предтечей итальянских готических фильмов ужасов, которые начали снимать с конца 1950-х. Но всё же как таковыми ужасами здесь и не пахнет, но зато имеется отличный готический визуальный ряд и интересный сюжет.
       Некий профессор Якоб Тен Бринкен (Эрих фон Штрохайм), следуя каким-то мистическим течениям, искусственно оплодотворяет проститутку семенем маньяка, убившего двух человек и проводит ещё какие-то запрещенные опыты. В результате на свет появляется девочка, которую он отдает в монастырь на воспитание. Проходят годы, девочка превращается в девушку Альрауне и сбегает из этого места обратно в отцовский дом. Монахини пытаются донести до Якоба, что эта девушка какая-то странная и оказывает дурное влияние на окружающих. С тех пор по городку ходят слухи, что она приносит несчастья. Со временем у Альрауне завязывается роман с Франком (Карлхайнц Бём), который собирается в Париж. Но отец девушки против их отношений и он рассказывает молодому человеку правду о его возлюбленной, после чего тот, ничего ей не сказав, покидает эти места. Со временем все люди, которые начинают общаться с Альрауне, погибают весьма странными смертями. С одной стороны эти смерти не имеют никакого отношения к девушке, а с другой – она является косвенной их причиной. Также Альрауне указала отцу, где находится источник минеральной воды, который сделает его богатым, но в будущем это станет началом краха и упадка его рода…

       Говорят, что этот фильм – наиболее точная и близкая к тексту романа экранизация, в которой всё равно очень многое изменено. В IMDB указаны жанры ужасов и фантастики, что является некорректным, ибо убийств здесь нет, мистика и фантастика заключается в происхождении Альрауне и некоторых её мистических способностях. Автор романа неспроста выбрал название «Мандрагора» (в честь растения) и дал такое же имя главной героине. Мандрагора издревле ассоциировалась с чем-то мистическим и негативным и многие верили, что это растение приносит несчастья. Также происходит с девушкой Альрауне.
       Мне было достаточно сложно причислить этот фильм к какому-либо жанру. Но всё же я бы обозначил его как-то так: готическая драма с элементами мистики. Сюжет развивается очень неторопливо, а действия в фильме практически нет. Почти все смерти персонажей показаны в виде несчастных случаев, но ко всем непосредственно причастна Альрауне. Большая часть фильма проходит в разговорах, а также в общении главной героини с разными людьми. Режиссёр очень хорошо демонстрирует странный и загадочный нрав девушки. С одной стороны она доброжелательна, но с другой очень хитра и почти всегда замышляет неладное. Иногда она даже планирует убийство очередной жертвы и пытается подстроить всё так, чтобы никто её ни в чём не заподозрил. Но в основном это несчастные случаи. Альрауне относится к тому типу женщин, которые буквально притягивает мужчин как магнит, но она не стремится завязывать с ними отношения, а наоборот играет их чувствами, всячески забавляется, а потом, когда ей это надоедает, находит себе другую «игрушку», ненароком убивая предыдущую. Фактически такую женщину можно встретить и в реальной жизни. Единственное, что отличает Альрауне от обычных женщин – это её способности приносить удачу и несчастье. Причем, как потом выясняется, контролировать она себя не может и в финале раскаивается в совершенных преступлениях, но, к сожалению, поздно, да и сделать всё равно ничего не может.

       Этот фильм в первую очередь интересен даже не сюжетом, а наикрасивейшим визуальным рядом, который мог бы конкурировать чёрно-белыми итальянскими готическими ужасами 1960-х. А сам фильм мог бы тоже составить им конкуренцию, будь в нём мистика или ужасы. Отличная чёрно-белая картинка вкупе с очень грамотной операторской работой Фриделя Бена-Грунда создают воистину красивое зрелище. Сцены прогулок Альрауне по роскошному особняку отца, а также финальные сцены под снегом в саду вряд ли оставят зрителя равнодушным. Главную роль в ленте исполнила 26-летняя Хильдегард Кнеф, хорошо знакомая российскому зрителю по своей поздней работе, а именно по фильму Фабрицио Лауренти «Дом с привидениями – IV» (La casa 4, 1988). Она идеально исполняет свою роль и отлично смотрится на экране, впрочем, как и остальные актёры, чьи имена мне мало что говорят в силу моих почти нулевых познаний в немецком кино того периода.

       «Мандрагора» - очень необычный фильм, который можно смело называть предтечей европейских готических ужасов. Эта неторопливая лента будет интересна очень ограниченному кругу лиц, ибо её сюжет не предполагает никакого действия, а современным зрителям фильмы без оного неинтересны. Рекомендую ознакомиться с этим творением всем любителям готического кино.


Материал опубликован: 25 августа 2011 года.