В одиночестве в темноте
Оригинальное название: Alone in the Dark.
Производство: США 1982г.
Режиссер: Джек Шолдер.
В ролях: Джек Пэлэнс, Дональд Плезенс, Мартин Ландау, Дуайт Шульц, Кэрол Левай, Лин Шэй.
Главным героем этого триллера является молодой врач по имени Дэн Поттер (Дуайт Шульц), который прибывает на новое место работы в самую охраняемую психиатрическую клинику штата. Душевнобольных здесь не держат за решетками, всем управляет автоматическая система безопасности, которая сразу же срабатывает при любой попытке бегства и блокирует окна и двери. Заведует этой больницей странный доктор Лео Бэйн (Дональд Плезенс), известный своим необычным отношениям к пациентам. Он не считает их сумасшедшими и дает им практически полную свободу действий. Доктору Поттеру достались самые опасные и странные больные, группу которых возглавляет бывший ветеран Вьетнама Френк Хоукс (Джек Пэлэнс). Именно Френк, увидев нового врача, убедил остальных, что новичок убил их прежнего доктора, чтобы занять его место. Теперь они жаждут мести, а тем временем ночью в городе произошла серьезная авария, повлекшая отключение электричества, без которого система безопасности превращается в безобидный набор электроники. Естественно, группа психопатов сбегает из больницы и, ограбив местный магазин, направляется к дому доктора Поттера…
«В одиночестве в темноте» - дебютный фильм довольно таки известного режиссёра Джека Шолдера, ответственного за одну из частей сериала «Кошмар на улице Вязов» и ещё ряд известных фильмов. Это, конечно же, дешевый фильм, но всё равно Шолдеру удалось собрать воистину звездный актёрский состав. Мы можем лицезреть здесь сразу двух оскароносцев - Джека Пэлэнса и Мартина Ландау, а также любимого многими фанатами ужасов Дональда Плезенса, который опять играет доктора из психиатрической клиники. Джек Пэлэнс идеально вжился в роль свихнувшегося ветерана Вьетнама и очень убедительно смотрится в роли предводителя психов. Мартин Ландау играет маньяка, которому ничего не стоит убить человека и который ближе к середине фильма окончательно теряет связь с реальностью и превращается в машину для убийства.
Авторы сделали всё возможное, чтобы минимизировать бюджет и в то же время сделать фильм хорошего качества. У них это превосходно получилось, и надо признать, хитрости им не занимать. Изначально Джеку Пэлэнсу было заявлено, что он будет играть «хорошего парня» - доктора Лео Бэйна, а потом выяснилось, что ему придется исполнять роль психопата, а «хорошего парня» сыграет Дональд Плезенс. Также Джеку обещали, что ему не придется сниматься ночью, что в корне противоречило сценарию и теме фильма. Как раз большинство сцен с Пэлэнсом и были сняты ночью. Актёр, конечно же, был в ярости от такого обмана, но со съемок не ушел и достойно исполнил свою роль. Также Джек Шолдер решил сэкономить на композиторе и предложил итальянцу Ренато Серио в обмен на музыку права на распространение фильма в Европе, на что тот и согласился, написав взамен отличный саундтрек. Но при всех своих достоинствах и недостатках фильм всё равно затерялся в массе слэшэров начала 1980-х, так и не получив должного признания. В наши дни эта картина считается культовой и высоко оценивается большинством зрителей.
Сценарий, над которым работал сам Джек Шолдер, далек от идеала и содержит массу ляпов и непонятных вещей. Например, отключение света и последующее отключение системы безопасности в психиатрической клинике выглядит неубедительно. В этой клинике содержаться опасные для общества пациенты и уж там наверняка была бы хорошая охрана и запасной генератор энергии. А на деле из охраны там один хилый негр и ни о каком запасном генераторе тока и речи не идет. Вторая непонятная вещь - каким образом маньяки смогли вынести трупы няни и её любовника из комнаты Поттеров так, чтобы никто ничего не заметил. Во-первых, должно быть много крови на половиках, а во-вторых, вся кровать должна быть в порезах, ибо маньяк сидел под ней и протыкал её огромным мясным ножом. Ни хозяева, ни полиция ничего из этого не заметили. Когда доктор Бэйн приехал к осажденному маньяками дому Поттеров, они почему-то его слышали, а он их нет. Ну и в том же ключе можно перечислить ещё массу нестыковок сюжета. Правда, всё это не замечаешь во время просмотра, ибо картина сама по себе очень интересна и качественна. В последней трети фильма режиссёр как бы уравнивает психопатов и обычных людей и показывает, что в нашем мире не меньше безумия, чем в мирке душевнобольного человека. Это выражается в пространной речи о необходимости убивать, которую произносит герой Джека Пэлэнса в финале, и его походе на дискотеку, посетители которой также рукоплескали насилию.
Вышеописанные недостатки компенсируются отменным действием, которое начинается очень быстро и держит в напряжении зрителя до самых финальных титров. По части саспенса Джек Шолдер преуспел на все 100%. Осада дома длится очень долго, а маньяки используют различные орудия: от арбалета до колюще-режущих предметов. Все эти сцены сняты очень качественно и вкупе с отличной музыкой Ренато Серио они действительно нагоняют страх на зрителя и треплют его нервишки. Нужно отдать должное авторам, часть сюжетных ходов предугадать невозможно и они порой могут очень сильно удивить. А финал так и вообще обескураживает, ибо четкого завершения картины нет, и авторы не дают ответов на все возникшие вопросы. Поэтому зритель должен всё додумывать сам, и я читал много разных мнений относительно того, что хотели сказать авторы этим финалом.
«В одиночестве в темноте» - очень неординарный триллер, заметно выделяющийся в лучшую сторону от многих слэшэров того периода, но, к сожалению, затерявшийся в общей массе подобной продукции. Фильм, конечно же, не без недостатков, но качественная постановка, отличный актёрский состав, замечательная музыка и динамичный сюжет делают своё дело и превращают его в отличное зрелище для любителей страшного кино. И плевать на недостатки и ляпы в сюжете. Не побоюсь назвать этот фильм шедевром и включить его в список своих любимых картин.
Материал опубликован: 10 августа 2009 года.