Одинокий мститель


Оригинальное название: Alin yazisi.
Производство: Турция 1972г.
Режиссер: Орхан Аксой.
В ролях: Джюнейт Аркын, Фатма Бельген, Эрол Таш, Хюлья Сенгюль, Эрдоган Серен.
       Данный фильм можно по праву считать лучшим в фильмографии Джюнейта Аркына и одним из лучших турецких фильмов всех времен. Это по-настоящему турецкий фильм, в котором буквально во всем чувствуется культура и дух этого народа. Отношения людей, костюмы, музыка и даже стиль режиссёра сразу же выдают неевропейское и уж тем более неамериканское происхождение этой действительно оригинальной ленты. Мало кто знает, что данное творение на самом является чуть ли не покадрово переснятым римейком забытой иранской классики под названием «Гайшар» (Gheisar, 1969). К сожалению, этот фильм, как и большинство других турецких картин того времени не получил никакой дистрибуции за границей и никогда не переводился даже на английский язык. Очень жаль, ибо он мог бы создать совсем иной имидж кинематографу этой страны, нежели трэш типа «Человек, который спасает мир» (Dünyayi kurtaran adam, 1982).
       Сюжет: Девушку Зейнеп (Хюлья Сенгюль) из одной небогатой турецкой семьи насилует какой-то местный отморозок. После этого она совершает самоубийство. Её брат Осман (Эрол Таш) решает отомстить за надругательство над сестрой и идет в логово насильника и в этот же день умирает от рук его дружков. Через некоторое время в город прибывает Хайдар (Джюнейт Аркын) – младший брат и последний оставшийся в живых из детей семьи. Он узнает о трагедии и не обращается в полицию. Он тоже живет по законам мести, но действовать будет хитро и ловко. В скором времени подонки жестоко поплатятся за свои преступления…

       Первое что нужно отметить – фильм на 100% турецкий. Да, здесь всё основано на религии, уважении традиций и даже сама атмосфера фильма – восточная. Помещения, оформленные в восточном стиле, одежда людей, отношения между ними – всё нам напоминает о мусульманских традициях и смотрится очень необычно для нашего зрителя. Разговор о достоинствах этой картины хочется начать с потрясающе красивого визуального ряда. Он очень сильно напоминает об итальянских готических фильмах ужасов и лентах Марио Бавы в частности. Яркая цветовая палитра, красивые старинные помещения и мебель, стильная одежда героев – всё это присутствует в данном фильме и приправлено восточными «ароматами». Музыкальное сопровождение тоже очень оригинально и действительно отсылает зрителя в какую-нибудь мусульманскую страну. Оно до сих пор не устарело и очень приятно на слух; в одной сцене музыка настолько напряженная, что плавно переходит в шумный хард-рок. Композитор Метин Бюкей постарался на славу, и во многом благодаря его музыке картина может похвастаться такой напряженной атмосферой. Главная тема, на фоне которой идут вступительные титры и которая будет не раз звучать в фильме, взята всё из той же иранского «Гайшар» 1969 года.
       Действие в фильме достаточно и оно равномерно разбросано по всей продолжительности ленты, а финальным сценам с их драйвом и напряженностью мог бы позавидовать любой голливудский триллер. Убийства местами жестоки и даже кровавы. Эффекты сделаны очень качественно и нареканий не вызывают. Драки, коих немного, поставлены очень хорошо. Сюжет продуман до мелочей: никаких дыр, неточностей, недоработок и глупостей в нём нет. Именно с этого фильма начала проявляться харизма Джюнейта Аркына и его имидж «Турецкого Чарльза Бронсона, Алена Делона и т.п.». Собственно, данную картину можно назвать турецким вариантом знаменитой «Жажды смерти»: он ничем не уступает американскому варианту и не является его рип-оффом, так как был снят на два года раньше.

       Все без исключения актёры прекрасно исполнили свои роли. Этот фильм ещё раз доказал, что Джюнейт Аркын – отличный актёр, просто он не отказывался от предложений сняться даже в махровой любительщине и именно из-за этого его имя ассоциируется с фильмами Четина Инанча первой половины 1980-х. И это несмотря на то, что фильмография актёра очень обширна и включает немало качественных работ, которые ныне являются забытыми, как этот фильм. Звезда турецкого кино Эрол Таш исполнил роль старшего брата главного героя. Это очень талантливый актёр, имя которого знакомо и любителям итальянского кино. Главная женская роль досталась Фатме Бельген. Вряд ли это имя знакомо рядовому зрителю, но актриса эта определенно талантливая и симпатичная, а её фильмография весьма обширна и разнообразна.

       «Одинокий мститель» - обязательный к просмотру для всех категорий зрителей фильм. Это высококлассный триллер, который порадует всех любителей жанра своей необычной восточной атмосферой и трагическим сюжетом. Однозначные рекомендации. Это один из лучших турецких фильмов всех времен.


Материал опубликован: 31 декабря 2008 года.