Чужеродный фактор

  • Оригинальное название: The Alien Factor.

  • Производство: США 1976г.

  • Режиссер: Дон Долер.

  • В ролях: Дон Ляйферт, Том Гриффит, Тони Малановский, Мэри Мертенс, Джордж Стовер.

«Чужеродный фактор» - дебютная режиссёрская работа культового автора дешевой фантастики и ужасов Дона Долера, который на протяжении всей своей карьеры снимал ленты об инопланетянах, добрых и злых, и лишь иногда отвлекался на слэшэры и фильмы ужасов. Именно с этого фильма началась карьера режиссёра-Долера, а помогал ему в её создании тоже небезызвестный Тони Малановский, автор «Проклятья кричащих мертвецов» (Curse of the screaming dead, 1982). Роли в фильме исполнили друзья и родственники режиссёра, а также вышеназванный Тони Малановский.

Как и в большинстве подобных фильмов, действие данной картины происходит в маленьком американском городке. В прологе нам показывают, как на предающуюся любовным утехам парочку нападает некий монстр. Мужчину он убивает, а девушке удается спастись, но теперь она в шоке и не может ничего рассказать. Постепенно шериф и местные жители находят ещё ряд трупов с теми же следами на шее и других частях тела. Руководство города не хочет придавать огласке все эти происшествия и грешит на диких зверей, забредших в эти края. Но убийства продолжаются, и вот уже шериф начинает возмущаться и призывает обратиться к федеральным властям за помощью. И в тот момент к мэру приходит странный человек по имени Бенджамин, представившийся работником обсерватории из соседнего города. Он утверждает, что недалеко от города упал метеорит и вместе с мэром направляется к предполагаемому месту его падения. Их изумлению не было предела, ибо на самом деле это был не метеорит, а космический корабль. Умирающий инопланетянин рассказывает Бенджамину, что на свободе оказались три диких существа: двое из них примитивны, а третье – это какая-то умная субстанция, которая вытягивает из людей жизненные силы…

Итак, перед нами очень дешевый, почти любительский фильм ужасов. Но те, кто знаком с работами Дона Долера, знают, что даже при таких микроскопических бюджетах он умудрялся выдавать хорошие картины, которые, конечно же, идеальными и качественными не назовешь, но в то же время смотришь их с большим интересом. Данная лента как раз из разряда таких работ.

События в этом достаточно коротком фильме (79 минут) развиваются довольно быстро, а инопланетные убийцы сразу же дают о себе знать. Они будут бродить по лесам и убивать попадающихся путников, а со временем начнут приходить в город и даже врываться в дома его жителей. Несмотря на низкий бюджет, авторы не стесняются показывать нам этих инопланетян в полный рост. Да, они, конечно же, не идеальны и временами выглядят примитивно, но для такого кино смотрятся очень даже хорошо. Сцен с монстрами будет много: почти все главные герои успеют от них побегать, а часть – стать их жертвами. Но вот появляется загадочный Бенджамин и инопланетные захватчики сразу же лишаются своего преимущества.

Помимо борьбы с инопланетянами авторы вносят в свой фильм некую интригу, касающуюся личности этого самого Бенджамина. Не буду раскрывать всех подробностей, но он окажется отнюдь не простым работником обсерватории. Ну и, конечно же, Дон Долер ещё тогда решил показать людей, как тоже достаточно агрессивных и примитивных животных, не готовых принять то, что страшные и ужасные по их мнению существа могут оказаться куда добрее, чем они сами. Своего апогея эта тема достигла в его более поздней ленте «Галактический захватчик» (The galaxy invader, 1985).

Грим двух первых монстров вполне удовлетворительный и сцены с ними особых нареканий не вызывают. Спецэффекты, особенно в сценах с некоей субстанцией – на любителя. Лично мне нравятся красивые мультяшные эффекты с синим\красным светом и различными переливами. Всё это придает фильму сказочный оттенок и здорово украшает его визуальный ряд. Единственное, что мне не понравилось – так это финальный монстр, который вдруг неожиданно стал осязаемым и превратился в некое подобие ящера (именно поэтому я и назвал его монстром). Здесь грим и вообще постановка сильно подкачали. Авторам следовало сделать сражение с ним более эффектным, а самого инопланетянина, возможно, сделать с помощью этих самых мультяшных эффектов. Так было бы гораздо интереснее и красивее.

Ну и в завершении этого обзора хотелось бы сказать пару слов об атмосфере и музыке. За это авторам можно ставить твердую пятерку, ибо они сумели окутать происходящие на экране события ореолом мрачности, загадочности и безысходности. Действие происходит либо ночью, либо когда уже смеркается. Даже дневные сцены сняты как-то мрачно. А пессимистичный электронный саундтрек Кеннета Уолкера только усугубляет создаваемую авторами атмосферу грядущей смерти. Мрачные электронные мелодии непременно понравятся всем любителям подобной музыки и вкупе с атмосферой и визуальным рядом здорово помогают «прикрыть» многочисленные недостатки этого творения. При желании, любой зритель сможет разнести этот фильм в пух и прах, но я бы не стал этого делать, ибо объективно картина снята «с душой» и смотрится на одном дыхании, даря массу положительных эмоций, ради которых можно закрыть глаза на недостатки. А что ещё надо для хорошего кино?

Материал опубликован: 15 августа 2012 года.