Преступление в Оксфорде (Языческий рассвет)


Оригинальное название: Delitto a Oxford, Alba pagana, May morning.
Производство: Италия 1970г.
Режиссер: Уго Либераторе.
В ролях: Алессио Орано, Джон Стайнер, Джжейн Биркин, Розелла Фальк.
       Оригинальные и альтернативные названия этого фильма совершенно не передают его сути. «Преступление в Оксфорде» наводит на мысль о джалло или детективе, «Языческий рассвет» - наоборот уводит нас на территорию чего-то таинственного и мистического. На деле же этот фильм не является ни джалло, ни детективом, ни мистикой. Его довольно трудно причислить к какому-либо определенному жанру, но всё же это скорее драма, хотя опять таки драмой данное творение можно назвать лишь условно.

       Это один из первых фильмов Уго Либераторе и он решил поехать в Англию, чтобы снять его в Оксфорде. Так и поступили: летом 1969 года начались съёмки, в которых были задействованы настоящие студенты престижного университета, а в 1970-м фильм вышел на экраны, но особого фурора не произвел и был благополучно забыт. И только сейчас люди, посмотревшие сие творение, начинают оценивать его по достоинству, ибо «Языческий рассвет» очень оригинальная работа, достойная, чтобы с ней как минимум ознакомились.
       Главную роль в фильме играет Алессио Орано, тот молодой человек, который работал с такими режиссёрами как Марио Бава и Дамиано Дамиани. Он играет итальянца Валерио из простой рабочей семьи, который приезжает в Оксфорд на учёбу. Руководство университета заинтересовано в нём только из-за его согласия участвовать в соревнованиях по гребле. К остальным предметам молодой человек даже не пытается прикасаться. Со временем у него начинается конфликт с местными аристократичными студентами, которые никак не хотят воспринимать иностранца из рабочей семьи. И только поэт Родерик нашел общий язык с новичком и неплохо общается с ним. У них есть девушки и однажды подруга Родерика попыталась соблазнить Валерио, на что тот немедленно среагировал и сообщил другу. Но дальше события разворачиваются так, что и Родерик отворачивается от Валерио и добивается его исключения из университета. Итальянец в свою очередь обещает отомстить в последнюю ночь – ночь праздника под названием Майское утро (May morning)...

       Уго Либераторе снял очень оригинальную картину, аналогов которой я пока нигде не встречал. Несмотря на все попытки авторов воссоздать нужную атмосферу Англии и Оксфорда, по мнению многих англичан, у них это не очень хорошо получилось. Но это только по мнению англичан. Зрители из других стран вряд ли смогут определить насколько точно Либераторе и его команда изобразили эту страну. Атмосфера в университете весьма напряженная. Местные студенты очень подозрительно относятся к иностранцам и уж тем более не желают иметь ничего общего с человеком из простой рабочей семьи. Конечно же, Валерио и сам вел себя чересчур раскованно и местами даже грубовато, но изначальная неприязнь всё же была. Месть итальянца невзлюбившим его англичанам довольно экстравагантная и жестокая, но он не всё рассчитал, поэтому финал картины очень сильно удивит зрителя.

       Почти всё действие фильма происходит в стенах университета и режиссёр демонстрирует зрителю жизнь студентов, их отношения, а также различные мероприятия. Студенты этого заведения оказались личностями весьма и весьма развратными. Девушка Родерика не стесняется открыто заигрывать с парнями и даже пытается затащить в постель Валерио в родительском доме. Когда же мать застала их, она не только не испугалась, но и ещё начала грубить. Праздник May morning так и вообще заканчивается чуть ли не оргией…, и в этой сумятице Валерио осуществляет свою месть, в то время как девушка Родерика подвергается изнасилованию со стороны местной рок-группы и потом ничуть об этом не сожалеет. Сам Родерик очень спокойно относится к изменам своей девушки, в то время как сам является аристократичной личностью и хранит её верность.
       Действия в фильме нет вообще, но он очень быстро затягивает зрителя и увлекает в загадочный мир одного из самых престижных университетов мира. Либераторе настолько ярко показывает отношения людей, их характеры, а также конфликт Валерио с другими студентами, что зритель напрочь забывает об ожидании какого-либо действия. Всё это сопровождается отличным психоделическим сундтреком, в котором немало очень красивых песен.

       Несмотря на то, что фильм итальянский, главный герой Валерио фактически является отрицательным персонажем. Это он ведет себя вызывающе и надменно и даже не пытается сгладить острые углы в отношениях с сокурсниками. Преподаватели готовы идти ему навстречу с оценками, но он даже не пытается хоть что-нибудь сделать по их предметам, чем вызывает дикое недовольство всего преподавательского состава. Конечно же, сами студенты тоже не подарок, да и Родерик сначала нормально отнесся к измене своей девушки, а потом взъелся на Валерию, хотя виновата была только она. Поэтому я бы сказал, что в этом фильме есть более отрицательные и менее отрицательные персонажи.

       На главную роль Уго Либераторе пригласил молодого актёра Алессио Орано, для которого данный фильм стал второй работой в кино. Этот молодой человек отлично вжился в свой образ и блистательно сыграл дерзкого итальянца, приехавшего в Оксфорд и вступившего в неравную схватку с его обитателями. Его основной оппонент по фильму - Джон Стайнер (Родерик). Стайнер, как всегда, отлично смотрится на экране и на этот раз очень реалистично играет творческую и аристократичную личность. Главная женская роль досталась Джейн Биркин. Никогда мне не нравилась эта актриса ни внешне, ни как исполнительница ролей. В этом фильме у неё не так уж много обязанностей: ряд разговорных сцен и естественно обнаженка. Думаю, что можно было бы найти девушку посимпатичнее.

       Общий итог: данное кино, конечно же, будет интересно далеко не всем категориям зрителей. Но любители необычных и оригинальных лент должны обязательно ознакомиться с «Преступлением в Оксфорде», ибо это своего рода уникальное и по-настоящему талантливое творение, достойное, чтобы его не убирали в пыльный подвал...

Материал опубликован: 27 сентября 2009 года.