Ночь подсчета лет
Оригинальное название: Al-mummia, Night of the counting the years, The mummy.
Производство: Египет 1969г.
Режиссер: Шади Абдель Салам.
В ролях: Ахмед Мареи, Надия Лутфи, Ахмад Хегази, Абделазим Абдельхак.
Производство: Египет 1969г.
Режиссер: Шади Абдель Салам.
В ролях: Ахмед Мареи, Надия Лутфи, Ахмад Хегази, Абделазим Абдельхак.
Этот фильм многие критики называют одним из самых важных фильмов Египта, а большинство людей, его посмотревших, тоже приходят в восторг и не безосновательно. Оригинальное название фильма «Мумия» имеет мало общего с содержанием и зритель может подумать, что это фильм ужасов с ожившими мумиями, но на деле это кино на другую тему. К ужасам данное творение не имеет никакого отношения и англоязычное название, являясь цитатой из Книги Мертвых, подходит куда лучше.
Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в XIX веке, и рассказывает историю расхитителей гробниц неподалеку от деревни Курна. Много лет это племя живет за счёт продажи краденных ценностей, по дешевке сплавляя их дельцам с чёрного рынка. Расхитители не просто забирают драгоценности из гробниц, но ещё и безответственно относятся к местам захоронений, буквально уничтожая их ради того, чтобы добыть очередную партию антикварных украшений. Руководство страны не в состоянии вычислить и найти этих людей и посылает своего агента, который должен будет узнать о деятельности племени, живущего неподалеку от деревни. В этот же время вождь бедуинов умирает и теперь его место должен занять старший сын. Но тот, узнав правду о деятельности отца, призывает всех прекратить заниматься мародерством и отказывается продолжать дело своих предков. В этот же день другие жители деревни его убивают, а труп сбрасывают в море. Теперь племенем руководит младший брат Ваннис, который тоже начинает терзаться сомнениями насчёт правильности такого образа жизни. Но он уже не будет выступать так открыто против своих соплеменников, а окунется во всю эту жизнь и только потом примет решение идти в полицию... Режиссёр этого фильма Шади Абдель Салам да и само его детище практически неизвестны за пределами своей страны. Как и почти все египетские фильмы, данное творение не получило должной дистрибуции за рубежом, а у себя в стране до сих пор не издано в нормальном виде на DVD. Но это не мешает людям из других стран восхищаться этим творением, а также показывать его в некоторых университетах на факультетах египтологии, ибо на данный момент фильм перешел в общественное достояние и его, вроде как, можно свободно передавать и копировать.
А посмотреть здесь есть на что. Шади Абдель Салам, судя по данному фильму, очень талантливый режиссёр и большой любитель поэкспериментировать. Для вполне реально произошедшей истории он создает очень странный визуальный ряд, который бы идеально подошел к какому-нибудь фильму ужасов про египетский мистицизм. Во время просмотра фильма создается ощущение, что всё происходящее на экране - всего лишь сон, который зритель видит, заснув с открытыми глазами. Развитие сюжета происходит крайне медленно и большую часть времени на экране почти ничего не происходит. Местами герои даже говорят так, будто находятся под гипнозом. Местами съёмок послужили пещеры, пирамиды, гробницы и пустыня. Главные герои ходят вечерами и ночами по этим местам и рассуждают о жизни фараонов, жизни своей и своих близких, а также о будущем. Несмотря на медленное развитие сюжета, на монотонный и медленный разговор героев, время за просмотром фильма летит незаметно, словно зритель действительно спит и видит сон. Режиссёр использует необычные ракурсы, двигает камеру особым образом и создает довольно мрачную, безысходную и тягучую атмосферу, которой позавидовали бы мастера итальянских фильмов ужасов. А музыка композитора Марио Нашимбене так и вообще достойна отдельного абзаца, ибо это нечто действительно оригинальное. Саундтрек донельзя минималистичен, но в то же время создает такое мрачное и печальное настроение, что зритель так и ждет, что сейчас произойдет что-то ужасное. Гудящие мелодии в стиле Dark Ambient Марио Нашимбене дадут фору любому современному музыканту, играющему данный стиль музыки. Воистину этот саундтрек можно назвать одним из лучших во всей истории кино. Ещё одной отличительной особенностью фильма является то, что он снят на классическом арабском языке, а это является редкостью для египетского кино. Звучит он довольно необычно и вкупе с «гипнотическими» интонациями и стилем общения героев так и вообще производит неизгладимое впечатление на зрителя. Действия здесь почти нет, хотя несколько убийств всё же будет, но ожидать чего-то большего от фильма не стоит. Это не фильм ужасов и не криминальный триллер, а философская картина о муках человека, который стоит на распутье: либо жить по совести и стать порядочным сыном своего отечества, но при этом предать своих родственников и соплеменников, либо продолжать варварский и преступный образ жизни и, в конце концов, быть пойманным и загреметь в тюрьму. Фильм не производил бы такого впечатления даже при грамотной постановке, но без хорошей актёркой игры. К сожалению, имена исполнителей главных ролей мне ничего не говорят, но я должен признать, что все без исключения актёры постарались на славу и действительно талантливо исполнили свои роли. Отдельно стоит отметить исполнителя роли Ванниса Ахмеда Мареи. Он очень правдоподобно передал все переживания молодого человека и его попытки выбрать правильный путь.
«Ночь подсчета лет» - уникальный образчик египетского кино, который в очередной раз доказал, что хороший и грамотный фильм можно снять в любой стране и даже со скромным бюджетом. Эта мрачная философская драма придется по вкусу не только любителям серьезного кино, но и наверняка заинтересует поклонников готических фильмов ужасов, ибо по атмосфере она им ни чем не уступает. Этот фильм однозначно шедевр, хоть и будет интересен далеко не сем категориям зрителей.
Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в XIX веке, и рассказывает историю расхитителей гробниц неподалеку от деревни Курна. Много лет это племя живет за счёт продажи краденных ценностей, по дешевке сплавляя их дельцам с чёрного рынка. Расхитители не просто забирают драгоценности из гробниц, но ещё и безответственно относятся к местам захоронений, буквально уничтожая их ради того, чтобы добыть очередную партию антикварных украшений. Руководство страны не в состоянии вычислить и найти этих людей и посылает своего агента, который должен будет узнать о деятельности племени, живущего неподалеку от деревни. В этот же время вождь бедуинов умирает и теперь его место должен занять старший сын. Но тот, узнав правду о деятельности отца, призывает всех прекратить заниматься мародерством и отказывается продолжать дело своих предков. В этот же день другие жители деревни его убивают, а труп сбрасывают в море. Теперь племенем руководит младший брат Ваннис, который тоже начинает терзаться сомнениями насчёт правильности такого образа жизни. Но он уже не будет выступать так открыто против своих соплеменников, а окунется во всю эту жизнь и только потом примет решение идти в полицию... Режиссёр этого фильма Шади Абдель Салам да и само его детище практически неизвестны за пределами своей страны. Как и почти все египетские фильмы, данное творение не получило должной дистрибуции за рубежом, а у себя в стране до сих пор не издано в нормальном виде на DVD. Но это не мешает людям из других стран восхищаться этим творением, а также показывать его в некоторых университетах на факультетах египтологии, ибо на данный момент фильм перешел в общественное достояние и его, вроде как, можно свободно передавать и копировать.
А посмотреть здесь есть на что. Шади Абдель Салам, судя по данному фильму, очень талантливый режиссёр и большой любитель поэкспериментировать. Для вполне реально произошедшей истории он создает очень странный визуальный ряд, который бы идеально подошел к какому-нибудь фильму ужасов про египетский мистицизм. Во время просмотра фильма создается ощущение, что всё происходящее на экране - всего лишь сон, который зритель видит, заснув с открытыми глазами. Развитие сюжета происходит крайне медленно и большую часть времени на экране почти ничего не происходит. Местами герои даже говорят так, будто находятся под гипнозом. Местами съёмок послужили пещеры, пирамиды, гробницы и пустыня. Главные герои ходят вечерами и ночами по этим местам и рассуждают о жизни фараонов, жизни своей и своих близких, а также о будущем. Несмотря на медленное развитие сюжета, на монотонный и медленный разговор героев, время за просмотром фильма летит незаметно, словно зритель действительно спит и видит сон. Режиссёр использует необычные ракурсы, двигает камеру особым образом и создает довольно мрачную, безысходную и тягучую атмосферу, которой позавидовали бы мастера итальянских фильмов ужасов. А музыка композитора Марио Нашимбене так и вообще достойна отдельного абзаца, ибо это нечто действительно оригинальное. Саундтрек донельзя минималистичен, но в то же время создает такое мрачное и печальное настроение, что зритель так и ждет, что сейчас произойдет что-то ужасное. Гудящие мелодии в стиле Dark Ambient Марио Нашимбене дадут фору любому современному музыканту, играющему данный стиль музыки. Воистину этот саундтрек можно назвать одним из лучших во всей истории кино. Ещё одной отличительной особенностью фильма является то, что он снят на классическом арабском языке, а это является редкостью для египетского кино. Звучит он довольно необычно и вкупе с «гипнотическими» интонациями и стилем общения героев так и вообще производит неизгладимое впечатление на зрителя. Действия здесь почти нет, хотя несколько убийств всё же будет, но ожидать чего-то большего от фильма не стоит. Это не фильм ужасов и не криминальный триллер, а философская картина о муках человека, который стоит на распутье: либо жить по совести и стать порядочным сыном своего отечества, но при этом предать своих родственников и соплеменников, либо продолжать варварский и преступный образ жизни и, в конце концов, быть пойманным и загреметь в тюрьму. Фильм не производил бы такого впечатления даже при грамотной постановке, но без хорошей актёркой игры. К сожалению, имена исполнителей главных ролей мне ничего не говорят, но я должен признать, что все без исключения актёры постарались на славу и действительно талантливо исполнили свои роли. Отдельно стоит отметить исполнителя роли Ванниса Ахмеда Мареи. Он очень правдоподобно передал все переживания молодого человека и его попытки выбрать правильный путь.
«Ночь подсчета лет» - уникальный образчик египетского кино, который в очередной раз доказал, что хороший и грамотный фильм можно снять в любой стране и даже со скромным бюджетом. Эта мрачная философская драма придется по вкусу не только любителям серьезного кино, но и наверняка заинтересует поклонников готических фильмов ужасов, ибо по атмосфере она им ни чем не уступает. Этот фильм однозначно шедевр, хоть и будет интересен далеко не сем категориям зрителей.
Материал опубликован: 24 сентября 2009 года.