На краю ужаса


Оригинальное название: Al filo del terror.
Производство: Мексика 1990г.
Режиссер: Альфредо Б.Кревенна.
В ролях: Фернандо Альмада, Джульетта Росен, Роберто Каннедо, Лина Сантос, Уолли Бэррон.
       Альфредо Б.Кревенна чрезвычайно плодовитый мексиканский режиссёр, который работал практически во всех жанрах кино и фильмы которого даже показывались у нас в стране во времена СССР (например, мелодрама «Есения»). Но сейчас мы поговорим не о мелодрамах, а о красивом сюрреалистическом и действительно странном фильме «На краю ужаса», который вышел на экраны в 1990-м году.
       «На краю ужаса» - воистину странная работа, которую сложно причислить к какому-либо жанру кино. С одной стороны это триллер про сходящего с ума чревовещателя, с другой драма, с третьей мистический фильм про оживших кукол. Здесь есть буквально всё, но в то же время многие зрители разочаровываются после просмотра этого творения, ибо ожидают фильм про кукол-убийц, а получают сюрреалистическое полотно, в котором куклы играют очень второстепенную роль. Но в любом случае, объективно это очень достойная и оригинальная работа, с которой непременно стоит ознакомиться всем любителям необычного кино.

       Ветеран мексиканского кино Фернандо Альмада играет стильного чревовещателя Гриеко, который некоторое время назад был очень успешным человеком, а теперь его дела идут, мягко сказать, не важно. На его шоу приходит всё меньше и меньше народу, а телевизионщики уже вот-вот прикроют его передачу и оставят без средств к существованию. Любимая девушка, Салли (Лина Сантос), оказалась банальной проституткой, которая заявила, что если всё так продолжится, то она найдет себе другого богатого человека. На этом фоне Гриеко постепенно начинает сходить с ума. Он вбил себе в голову, что во всём виноваты его куклы и что именно они хотят его погибели. Каждый раз после неудачного выступления он пускается в подвал и всячески издевается над ними, а в один вечер разрубает одну из них в клочья. Его дочь всячески старается оберегать своих кукольных друзей, ибо они… живые и когда никого нет вокруг, могут разговаривать и играть с ней. В один день Гриеко приходит в голову очередная дикая идея: сделать из своей дочери живую куклу, благо о её существовании знают единицы. Дела его вновь пошли успешно, а девочка вынуждена находиться в постоянном заточении. Постепенно он перемещает её в подвал к остальным куклам, а сам живет в роскошном особняке с Салли. Со временем некоторые люди и в первую очередь журналистка Диана (Джульетта Росен) узнают о страшном секрете Гриеко, и он начинает убивать всех, кто может его раскрыть, но ещё не знает, что при первом же спуске в подвал его ждёт страшное возмездие…
       Сразу скажу, что «кукольное» действие будет лишь в финале и в течение одной-двух минут. Больше никаких убийств в этом фильме куклы совершать не будут, поэтому любители фильмов ужасов типа «Детские игры» и т.п. будут сильно разочарованы. С самого начала фильма режиссёр акцентируется на внутреннем мире главного героя и на его переживаниях. Гриеко предстает перед зрителем в виде деспотичного и злого человека, который всё ещё считает себя мега-звездой и пытается перебросить свои неудачи на других. Авторы очень подробно показывают характер этого героя, и в какой-то момент его даже становится жалко, но в следующей же сцене мы видим, что он готов пожертвовать всем ради успеха, в том числе и своей дочерью. Я уже не говорю об убийствах, которые он будет совершать, чтобы сокрыть своей страшный секрет. Несмотря на то, что действия в фильме не так уж и много, а крови нет вообще, он смотрится на одном дыхании, благодаря очень грамотному сюжету и качественной постановке.

       Отдельно стоит поговорить об атмосфере и визуальном ряде. Режиссёр предпочел добавить в свой фильм немного готики, но не стал превращать его в готический фильм ужасов, ибо к этому не располагает сценарий. В фильме будет ряд сцен с неестественно яркой цветовой палитрой, а также очень красочные сцены в подвале, в которых будут преобладать ярко-красные и ярко-синие цвета. Музыкальное сопровождение Тито Джейсера представляет собой печальные и иногда ритмичные синтезаторные мелодии, которые отлично передают дух начала 1990-х и помогают авторам создать нужную нездоровую атмосферу, в которой перемешиваются реальность и мистика. Зритель долгое время будет в сомненьях и до конца так и не поймет: были ли на самом деле эти куклы живыми, либо же это выдумка дочери Гриеко и впоследствии плод его больной фантазии. Финал картины также многозначительный и не дает чёткого ответа на этот вопрос.
       На главную роль Альфредо Б.Кревенна пригласил одного из лучших мексиканских актёров Фернандо Альмаду. Он настолько хорошо вжился в роль сходящего с ума чревовещателя, что им нельзя не восхищаться. А его стильный внешний вид и выразительная мимика только помогает передать характер главного героя. Главные женские роли достались Лине Сантос (Салли) и талантливой и красивой Джульетте Росен (Диана), которая даже засветилась в голливудской продукции – «Маска Зорро» (The mask of Zorro). Роберто Каннедо выступил в роли дяди дочери главного героя.

       «На краю ужаса» - оригинальная и качественно снятая лента, которая, однако, будет интересна очень малому количеству зрителей и понравится далеко не всем из них. Это очень специфическое кино, не рассчитанное на массовую аудиторию и ныне незаслуженно забытое. Моё мнение об этом творении только положительное, ибо здесь есть все ингредиенты хорошего кино: оригинальный и грамотный сценарий, хорошая атмосфера и музыка, отличная актёрская игра и талантливая постановка. Для меня это, одним словом, шедевр. А остальные зрители пусть сами решают, интересно ли им подобное кино или нет.


Материал опубликован: 08 декабря 2010 года.