Гнездо скорпиона


Оригинальное название: Akrep yuvasi.
Производство: Турция 1977г.
Режиссер: Мелих Гюльген.
В ролях: Джюнейт Аркын, Эшреф Колчак, Бану Алкан, Мемдух Юн, Алев Алтын.
       Мелих Гюльген наряду с такими режиссёрами как Натук Байтан и Ремзи Айдын Жонтурк является мастером напряженных криминальных триллеров и приключенческих лент. С середины 1970-х в Турции начался подъем политического кино. Многие режиссёры этой страны, как и в Италии, были левых взглядов, и снимали жесткие и пессимистичные картины о коррупции и сращивании власти, мафии и бизнеса. Самым известным представителем этого жанра является трилогия «Человек» (The Adam trilogy) Ремзи Айдына Жонтурка, который после выхода этих фильмов на экраны был приговорен к тюремному заключению за коммунистическую пропаганду. Не остался в стороне и Мелих Гюльген: он снял два пессимистичных криминальных триллера – «Справедливость» (Adalet) и «Гнездо скорпиона», о котором сейчас и пойдет речь.

       Главный герой фильма - полицейский инспектор по имени Кемаль (Джюнейт Аркын). Это честнейший человек, который не продается ни за какие деньги. А в стране в это время был кризис, разгул преступности, вседозволенность мафии и всеобщее обнищание населения. Из-за границы в Турцию начали гнать дешевый контрафактный табак, который на улицах за копейки распространяли дети, чтобы хоть как-то заработать деньги на пропитание. Кемаль начинает расследование и постепенно понимает, что табак -это лишь прикрытие и что в страну ещё бОльшими партиями ввозят героин и оружие. Причем у загадочного Крестного отца мафии есть связи в правительстве, и он без труда может приказать перевести надоедливого инспектора в другой регион. Но мафия решает пойти по другому пути, дабы не светить своих покровителей во властных структурах. Они находят только что вышедшего из тюрьмы киллера (Эшреф Колчак) и за большие деньги уговаривают его убить Кемаля. Но этого полицейского не так просто взять и позже он найдет логово Крестного отца, а также выйдет на его покровителей…
       Данный фильм является не только напряженным криминальным триллером, но и имеет стойкий политический подтекст. Мелих Гюльген уделяет большое внимание показу бедности, отчаяния и безысходности людей и тому, как отсутствие работы и средств к существованию толкают их на преступления. Вышедший из тюрьмы киллер хотел завязать со своим прошлым, но ему не на что кормить мать и сына. Пытаясь устроиться на работу, он понимает, что придется вкалывать за жалкие копейки, которые едва будет хватать на еду, не говоря уже о том, чтобы купить предметы первой необходимости и оплатить обучение сына в школе. Именно эта безысходность и толкает его на очередное сотрудничество с мафией. Дети, торгующие на улицах дешевыми американскими сигаретами, которые мафия ввозит из Болгарии, тоже делают это из-за того, чтобы хоть как-то помочь уже отчаявшимся родителям. Правительство ничего не делает, чтобы исправить ситуацию, поэтому люди и подаются в преступный мир. Особенно ярко иллюстрирует эту ситуацию разговор Кемаля с братом, где он рассказывает, что они жили без света, что его мать притворялась что ела, чтобы отдать последние крохи своим детям… И тут же нам показывают жирующих мафиози, которые тесно сдружились с правительственными чиновниками. Их главарь в финале говорит главному герою, что имеет связи в правительственных структурах в Анкаре, и что без проблем мог бы убрать его без лишнего шума.

       По стилю фильм является очень пессимистичным криминальным триллером. Режиссёр мастерски создает печальную и нездоровую атмосферу и без прикрас показывает тогдашнюю жизнь. Инспектор Кемаль - воплощение порядочности и только этот человек бросает вызов системе и коррупции. Он будет сражаться с мафиози и различными криминальными элементами в заброшенных домах, на строительных объектах, в лабораториях по производству наркотиков, на складах и в подобных местах. Всё это позволяет режиссёру продемонстрировать немало сцен действия: перестрелки, драки, погони, жестокие убийства - всего этого здесь предостаточно. Кемаль циничен по отношению к преступникам и добр по отношению к нормальным людям.
       На главные роли в своем фильме Мелих Гюльген пригласил настоящих звезд турецкого кино. Джюнейт Аркын просто создан для ролей крутых и честных полицейских, готовых в одиночку противостоять преступности и коррупции. Эшреф Колчак великолепен в роли наемного убийцы. В тёмном плаще, шляпе и с ружьем в руках он выглядит как идеальный киллер. Ну и, наконец, в роли невесты главного героя выступила красавица Бану Алкан. Эта одна из первых ролей будущей звезды турецкого кино 1980-х. В роли Крестного отца выступил известный продюсер и режиссер, автор турецкого варианта «Жажды смерти» Мемдух Юн. Музыкальное сопровождение частично принадлежит перу неизвестного автора, а частично написано известным азербайджанским композитором Арифом Меликовым. Музыка сама по себе создает нужную атмосферу и приятно слушается даже отдельно от фильма.

       «Гнездо скорпиона» - один из лучших турецких фильмов из всех, что я видел и, наверное, лучшая режиссёрская работа Мелиха Гюльгена. Снято всё качественно (по меркам турецкого кино), сюжет оригинален и содержит социальный посыл, актёрский состав великолепен, а пессимистичная атмосфера порадует всех любителей итальянских криминальных фильмов. Однозначно шедевр.

Материал опубликован: 28 февраля 2009 года.