Горькая жизнь
Оригинальное название: Aci Hayat.
Производство: Турция 1973г.
Режиссер: Орхан Аксой.
В ролях: Джюнейт Аркын, Филиз Акын, Бюлент Каябаш, Атыф Каплан.
Производство: Турция 1973г.
Режиссер: Орхан Аксой.
В ролях: Джюнейт Аркын, Филиз Акын, Бюлент Каябаш, Атыф Каплан.
Орхан Аксой, один из самых талантливых режиссёров Турции, экспериментировал буквально со всем и создал великолепное кино под названием «Горькая жизнь», которое переносит историю о Ромео и Джульетте в наши дни и очень сильно видоизменяет сам шекспировский сюжет.
Молодой человек по имени Керем (Джюнейт Аркын) знакомится с девушкой Эбру (Филиз Акын). Они влюбляются друг в друга и планируют пожениться. Настало время знакомства с родителями. И вот молодые влюбленные организуют встречу с родителями в одном уютном ресторане. Но они ещё не знают, что их семьи ведут непримиримую вражду, уходящую вглубь веков и, естественно, родители будут против такой свадьбы. Но молодые люди не собираются сдаваться. Узнав, что Эбру хотят выдать замуж за бандита Бахри (Бюлент Каябаш), Керем забирает свою возлюбленную, и они сбегают далеко в горы, где находят приют в уединенном отеле. Но люди Бахри находят их: он стреляет в Керема из пистолета, а затем насилует Эбру, после чего у неё начинаются проблемы с психикой. Керем остался жив. Он находит сбежавшую из психушки возлюбленную, а затем убивает Бахри и его людей. Теперь их ищут родственники и вся полиция города. Не зная, куда бежать, они вновь отправляются далеко в заснеженные горы, где и решают умереть, крепко обнявшись, и взяв друг друга за руки. Фильм заканчивается показом обледенелых трупов и вырезки из газеты с надписью «Древняя вражда привела к великой трагедии». Орхан Аксой постарался на славу, перерабатывая сюжет шекспировской трагедии. Фильм получился очень динамичным и интересным, без лишнего мелодраматизма (на это у героев попросту нет времени) и с небольшой долей саспенса. Авторы не стремятся следовать призведению Шекспира и смело вносят свои изменения, а то и полностью меняют ход событий. Неизвестно, из-за чего началась древняя вражда между семействами, но мать Керема ходила в семью Эбру, чтобы попытаться восстановить мир, но была грубо выставлена за порог дома. Более агрессивно были настроены предки девушки, в то время как родители Керема, были готовы к примирению и враждовали постольку поскольку, больше в ответ на агрессию со стороны противоположной стороны. Бахри, предполагаемый жених Эбру, является самым обычным мафиози, который не гнушается ни чем ради достижения своей цели, даже убийством. И именно этого человека прочила в женихи семья Эбру. Герой Джюнейта Аркына – настойчивый и честный молодой человек, который ни при каких обстоятельствах не бросит свою возлюбленную и готов ради неё на всё. Героиня Филиз Акын – одновременно хрупкая и мужественная девушка, которая, превозмогая страх перед очередными побоями со стороны отца, общается с Керемом и потом сбегает с ним в горный отель.
Отдельно хочу поговорить о визуальном ряде картины. Интерьеры и декорации выглядят вполне современно, в западном стиле тех времен. Лишь незначительные детали указывают их восточное происхождение. Режиссёр предпочел не делать традиционные мусульманские декорации, как это было в фильме «Одинокий мститель» (Alin yazisi), но зато создал потрясающе красивый визуальный ряд. Эти горы со снежными вершинами и одинокий отель, куда уже давно не захаживали посетители, смотрятся очень хорошо. Зимние пейзажи порадуют глаз даже самого искушенного зрителя. Иногда создается впечатление, что смотришь фильм про настоящую русскую зиму. Все герои выглядят стильно и красиво. Филиз Акын меняет наряды как перчатки и в некоторых сценах ходит в модифицированном свадебном платье, эдакое платье для прогулок в 20-ти градусный мороз. Актёрская игра великолепна и достойна похвалы. Джюнейт Аркын и Филиз Акын – настоящие звезды турецкого кино, как всегда смотрятся великолепно. Это не дешевый экшен-фильм, в которых позже начал сниматься Аркын, поэтому ему тут не приходится махать кулаками и показывать забавные приемы карате. Остальные актёры тоже уже не новички и в будущем будут регулярно появляться в фильмах Орхана Аксоя.
Драки, перестрелки и погони на этот раз поставлены более-менее качественно, что весьма необычно для турецкого кино, ибо в большинстве их фильмов постановки сцен действия оставляют желать лучшего. Отдельно хочется отметить эпизоды в психиатрической клинике. Такое ощущение, что это концлагерь, а не учреждение, где лечат душевнобольных людей. Героиню Филиз Акын бьют током, сажают на электрический стул и пускают напряжение, привязывают к горизонтальной поверхности в виде стрелки и начинают раскручивать на большой скорости (подобное можно видеть в фильмах про Инквизицию). Но как я слышал, это частично и есть интенсивная терапия для лечения психически больных людей, просто в этом фильме она показана в необычном и зловещем свете.
Режиссёр активно экспериментирует с камерой и цветовой гаммой, в результате чего минимум половина фильма выглядит довольно мрачно. Яркие краски, красивые костюмы, печаль на лицах героев, тусклый свет от свечей… Но ещё более необычны сцены-ретроспективы из прошлого и из будущего. Сцены из прошлого, в которых показывают начало вражды между семействами, сняты ночью и через ярко-оранжевый фильтр. Сцены же будущего, где герои воображают счастливую жизнь, показаны в тёмном виде через ярко-красный фильтр. Орхан Аксой в будущем будет не раз использовать этот прием в своих картинах. И, надо сказать, что прием очень необычный и только идет на пользу фильма. Музыкальное сопровождение тоже очень экспериментально. К сожалению, титров не было, но по стилю похоже на работы Метина Бюкея, который в будущем будет работать с Аксоем над фильмом «Одинокий мститель» и с Йылмазом Гюнеем на его картиной «Боль» (Aci). Я бы назвал его турецким Эннио Морриконе. Его музыка в зависимости от сцены представляет собой тревожные и мрачные симфонические мелодии, печальный индустриальный эмбиент (даже можно найти аналогии с современными музыкантами этого жанра), ритмичные и мрачные композиции подобные тем, что будут использовать в джалло 1970-х и, наконец, красивые восточные мелодии, сыгранные на скрипке, которую иногда сопровождает симфония. Саундтрек великолепен и, как и фильм, достоин того, чтобы его издали.
«Горькая жизнь» - отличное и оригинальное прочтение шекспировской трагедии, снятое человеком совершенно другой культуры. Рекомендуется всем open-minded людям, особенно любителям забытого, необычного и красивого кино.
Молодой человек по имени Керем (Джюнейт Аркын) знакомится с девушкой Эбру (Филиз Акын). Они влюбляются друг в друга и планируют пожениться. Настало время знакомства с родителями. И вот молодые влюбленные организуют встречу с родителями в одном уютном ресторане. Но они ещё не знают, что их семьи ведут непримиримую вражду, уходящую вглубь веков и, естественно, родители будут против такой свадьбы. Но молодые люди не собираются сдаваться. Узнав, что Эбру хотят выдать замуж за бандита Бахри (Бюлент Каябаш), Керем забирает свою возлюбленную, и они сбегают далеко в горы, где находят приют в уединенном отеле. Но люди Бахри находят их: он стреляет в Керема из пистолета, а затем насилует Эбру, после чего у неё начинаются проблемы с психикой. Керем остался жив. Он находит сбежавшую из психушки возлюбленную, а затем убивает Бахри и его людей. Теперь их ищут родственники и вся полиция города. Не зная, куда бежать, они вновь отправляются далеко в заснеженные горы, где и решают умереть, крепко обнявшись, и взяв друг друга за руки. Фильм заканчивается показом обледенелых трупов и вырезки из газеты с надписью «Древняя вражда привела к великой трагедии». Орхан Аксой постарался на славу, перерабатывая сюжет шекспировской трагедии. Фильм получился очень динамичным и интересным, без лишнего мелодраматизма (на это у героев попросту нет времени) и с небольшой долей саспенса. Авторы не стремятся следовать призведению Шекспира и смело вносят свои изменения, а то и полностью меняют ход событий. Неизвестно, из-за чего началась древняя вражда между семействами, но мать Керема ходила в семью Эбру, чтобы попытаться восстановить мир, но была грубо выставлена за порог дома. Более агрессивно были настроены предки девушки, в то время как родители Керема, были готовы к примирению и враждовали постольку поскольку, больше в ответ на агрессию со стороны противоположной стороны. Бахри, предполагаемый жених Эбру, является самым обычным мафиози, который не гнушается ни чем ради достижения своей цели, даже убийством. И именно этого человека прочила в женихи семья Эбру. Герой Джюнейта Аркына – настойчивый и честный молодой человек, который ни при каких обстоятельствах не бросит свою возлюбленную и готов ради неё на всё. Героиня Филиз Акын – одновременно хрупкая и мужественная девушка, которая, превозмогая страх перед очередными побоями со стороны отца, общается с Керемом и потом сбегает с ним в горный отель.
Отдельно хочу поговорить о визуальном ряде картины. Интерьеры и декорации выглядят вполне современно, в западном стиле тех времен. Лишь незначительные детали указывают их восточное происхождение. Режиссёр предпочел не делать традиционные мусульманские декорации, как это было в фильме «Одинокий мститель» (Alin yazisi), но зато создал потрясающе красивый визуальный ряд. Эти горы со снежными вершинами и одинокий отель, куда уже давно не захаживали посетители, смотрятся очень хорошо. Зимние пейзажи порадуют глаз даже самого искушенного зрителя. Иногда создается впечатление, что смотришь фильм про настоящую русскую зиму. Все герои выглядят стильно и красиво. Филиз Акын меняет наряды как перчатки и в некоторых сценах ходит в модифицированном свадебном платье, эдакое платье для прогулок в 20-ти градусный мороз. Актёрская игра великолепна и достойна похвалы. Джюнейт Аркын и Филиз Акын – настоящие звезды турецкого кино, как всегда смотрятся великолепно. Это не дешевый экшен-фильм, в которых позже начал сниматься Аркын, поэтому ему тут не приходится махать кулаками и показывать забавные приемы карате. Остальные актёры тоже уже не новички и в будущем будут регулярно появляться в фильмах Орхана Аксоя.
Драки, перестрелки и погони на этот раз поставлены более-менее качественно, что весьма необычно для турецкого кино, ибо в большинстве их фильмов постановки сцен действия оставляют желать лучшего. Отдельно хочется отметить эпизоды в психиатрической клинике. Такое ощущение, что это концлагерь, а не учреждение, где лечат душевнобольных людей. Героиню Филиз Акын бьют током, сажают на электрический стул и пускают напряжение, привязывают к горизонтальной поверхности в виде стрелки и начинают раскручивать на большой скорости (подобное можно видеть в фильмах про Инквизицию). Но как я слышал, это частично и есть интенсивная терапия для лечения психически больных людей, просто в этом фильме она показана в необычном и зловещем свете.
Режиссёр активно экспериментирует с камерой и цветовой гаммой, в результате чего минимум половина фильма выглядит довольно мрачно. Яркие краски, красивые костюмы, печаль на лицах героев, тусклый свет от свечей… Но ещё более необычны сцены-ретроспективы из прошлого и из будущего. Сцены из прошлого, в которых показывают начало вражды между семействами, сняты ночью и через ярко-оранжевый фильтр. Сцены же будущего, где герои воображают счастливую жизнь, показаны в тёмном виде через ярко-красный фильтр. Орхан Аксой в будущем будет не раз использовать этот прием в своих картинах. И, надо сказать, что прием очень необычный и только идет на пользу фильма. Музыкальное сопровождение тоже очень экспериментально. К сожалению, титров не было, но по стилю похоже на работы Метина Бюкея, который в будущем будет работать с Аксоем над фильмом «Одинокий мститель» и с Йылмазом Гюнеем на его картиной «Боль» (Aci). Я бы назвал его турецким Эннио Морриконе. Его музыка в зависимости от сцены представляет собой тревожные и мрачные симфонические мелодии, печальный индустриальный эмбиент (даже можно найти аналогии с современными музыкантами этого жанра), ритмичные и мрачные композиции подобные тем, что будут использовать в джалло 1970-х и, наконец, красивые восточные мелодии, сыгранные на скрипке, которую иногда сопровождает симфония. Саундтрек великолепен и, как и фильм, достоин того, чтобы его издали.
«Горькая жизнь» - отличное и оригинальное прочтение шекспировской трагедии, снятое человеком совершенно другой культуры. Рекомендуется всем open-minded людям, особенно любителям забытого, необычного и красивого кино.
Материал опубликован: 14 апреля 2008 года.