Рецензия на фильм «Молодые и дикие»
Одним из важных последствий развития американского ТВ стало то, что к середине 1950-х гг. новая индустрия переориентировала на себя часть аудитории кинотеатров: теперь люди среднего возраста предпочитали смотреть фильмы у себя дома. Значение нового расклада верно оценил Сэмюэль Аркофф, один из отцов-основателей компании American International Pictures (AIP), призвавший инвестировать в картины для молодёжи, для которой залы, куда можно было пойти со сверстниками, имели приоритет перед домашними просмотрами вместе с родителями. Бизнес-модель AIP, первоначально вызывавшая в профессиональной среде недоумение, тем не менее, быстро показала свою рентабельность: далёкие от консерватизма предшествующего поколения подростки поздних надцатых на ура принимали штамповки для двойных сеансов, лишь бы там были экшн, неоднозначные темы/идеи, всякого рода фантазии и сексуально привлекательные персонажи. Вскоре стратегию AIP стали использовать и другие компании.
В 1957 году Герберт Дж. Йейтс, создатель и владелец находившейся в кризисе студии Republic Pictures, дал зелёный свет подростковым картинам, что ранее было немыслимо, ибо этот мини-магнат строго придерживался ограничений, прописанных в т.н. Кодексе Хейса (Hays Code). У сторонних продюсеров RP приобрела для распространения три фильма, снимавшихся на производственных мощностях студии в Северном Голливуде. Заключительным был «Молодые и дикие» (Young and Wild, 1958) Уильяма Уитни.
Сержант Януш начинает расследование дела о нападении на пару молодых людей – Вэлери Уитмен и Джерри Колтрина. Возле закусочной к ним привязались трое хулиганов, которые затем преследовали их на машине, вытолкнули с дороги и атаковали, причинив физический и психологический ущерб. По ходу следствия всплывают ещё два преступных эпизода: угон и смертельное ДТП, в результате которого погибла женщина. Полицейскому удаётся выйти на след виновников криминальной серии – компанию юнцов, состоящую из Ричарда Брейдена (Рика), Элли и Биджея...
На первый взгляд, Young and Wild – вполне стандартный для тех лет JD-themed фильм (JD – juvenile delinquency). Компания сорвавшихся с цепи молодых людей совершает череду уголовных деяний разной степени тяжести, но опытный полицейский при содействии гражданских в конечном счёте арестовывает бандитов, проявивших немало смекалки и дерзости в попытке уйти от ответственности (создание ложного алиби и запугивание свидетелей). Но если смотреть данную ленту более внимательно, то в ней можно найти ещё кое-какой смысл.
Собравшиеся вместе юноши, начинают свой вечер с попыток познакомиться с девушками, но у них ничего не выходит. Угнав машину, Рик и его друзья приезжают к ресторану, где они с наслаждением созерцают официантку с красивыми ягодицами, а потом им на глаза попадается приличная девушка в компании такого же мальчика. Они тут же принимаются приставать к девице, отпуская сальности и делая недвусмысленные намёки. После погони и небольшой аварии, Рик пытается изнасиловать девушку, в то время как его подельники избивают Джерри. Довести замысел до конца Рику не удаётся, потому что на дороге неожиданно появился грузовик, водитель которого заинтересовался происходящим, что заставило преступников ретироваться. В последующем Рик ещё дважды совершает половые посягательства на Вэл, в том числе и фактически публично – во дворе её учебного заведения.
Для подростковой ленты здесь есть некоторая странность: наличие только одного привлекательного женского персонажа – Вэлери. У неё есть друг Джерри, а у Рика, Элли и Биджея подружек нет вообще, они проводят время в компании друг друга, а потуги кого-нибудь склеить безуспешны. Рик, как самый неистовый в шайке, готов получить желаемое силой. Обратим внимание и на классовый аспект: Вэл и Джерри – дети из полных семей, чей социальный уровень явно выше, чем у агрессоров. То есть лейтмотив «Молодых и диких» изложен вполне определённо: молодчик из низов пытается силой взять то, чего ни у него, ни у его дружков нет и не предвидится. Эта же мысль, как основная суть картины, художественно отображена на постере, в правую часть которого помещён неказистого вида мужчина, щупающий красивую даму в салоне автомобиля против её воли.
Фильм снят достаточно умело и в нём не допущено перекосов в какую-либо сторону: действие и полицейское расследование распределены примерно поровну. Актёры справились со своей работой хорошо: Скотт Марлоу реалистично изображает мерзкого панка Рика, Кэролин Кирни – хрупкую хорошую девочку Вэл, а Джин Эванс - рассудительного полицейского Януша.
«Молодые и дикие» – незначительная, но приятная эксплуатация времён тинейджерского «эмфазиса» в низших лигах американского кинематографа.