Рецензия на фильм «Человек без будущего»
Трилогия «Человек» Ремзи Айдына Жёнтюрка является одним из самых ярких примеров турецкого политического кино 1970-х годов. В 1976 году Жёнтюрк снял первую часть под названием «Человек без будущего» (Yarınsız adam), а в 1977-м ещё две «Проданный человек» (Satılmış Adam) и «Несгибаемый человек» (Yıkılmayan adam). Все эти фильмы содержали резкую критику в сторону действующих властей, а также прокоммунистический настрой. После военного переворота в стране к власти пришел генерал Кенан Эврен, который начал преследование деятелей культуры с левыми взглядами. В отличие от многих своих соотечественников Жёнтюрк отказался ехать на Запад и предстал перед Судом Государственной Безопасности. И даже после возвращения страны в лоно демократии, дорогу Жёнтюрку и его идеям перекрывала Цензурная комиссия, которая постоянно требовала серьезно переделывать уже отснятый материал, а иногда «рубила» все его начинания на корню. В результате этого, режиссёр уже не возвращался к серьезному политическому кино и только в 1985 году снял фэнтэзи со скрытым подтекстом под названием «Алтарь» (Altar), а в 1987г. погиб в автокатастрофе, возвращаясь со съёмок своего последнего фильма «Афродита» (Afrodit), который уже без него заканчивал другой режиссёр Арам Гульюз.
Все три вышеназванных фильма объединены в трилогию лишь из-за их общей тематики и подтекста, направленного на показ дикой нищеты обычного трудящегося народа соседствующей с роскошью и богатством зарвавшихся бизнесменов и чиновников. В сюжетном плане фильмы никак между собой не связаны и их смело можно смотреть по отдельности. Сейчас речь пойдет о первой картине трилогии под названием «Человек без будущего». Главную роль в ней, как и в двух последующих фильмах, играет Джюнейт Аркын, самый знаменитый турецкий актёр с фильмографией в более чем 300 фильмов.
Главный герой фильма – Мурат (Джюнейт Аркын), человек из самых низов общества. В прологе нам показывают, как он попадает в тюрьму, переживает унижения, сражается за свою честь и выбирается на свободу, где встречает некоего мафиози по кличке «Отец» (Билал Инджи). Он начинает работать на его и постепенно становится влиятельным и богатым. Свою власть и деньги он старается использовать во благо нуждающихся: он берет на себя финансирование местной школы, а также разгоняет местные мелкие группировки, терроризирующие и без того страдающих от нищеты людей. В один день влиятельный чиновник положил глаз на землю, на которой находится школа. Путем коррупции он получил все необходимые документы, снес прилегающий к ней парк и готовится сделать то же самое с самой школой. Мурату удается силой и властью выбить у него обещание не совершать того, что планирует, но внезапное предательство одного из людей мафии и подстава превращают его в беглеца от бандитов и полиции одновременно. Оказавшись в безнадежной ситуации, он решает отомстить самым одиозным личностям, портящим жизнь простым людям…
Те, кто знаком с турецким кино того времени, знают, что подобные фильмы отличались крайней дешевизной постановки, которая сказывалась буквально на всём, начиная от низкого качества сценария и кончая несуразными постановками поединков и перестрелок. Этот фильм относится к числу более качественных, хотя и не лишен всего описанного выше.
«Человек без будущего» – сильно политизированный фильм, который несет зрителю чёткое послание, которое состоит в том, что нажившие нечестным трудом, коррупцией и воровством большие деньги люди не успокаиваются и жаждут отобрать у бедных последнее, что у них осталось. Это очень ярко иллюстрируют сцены с бизнесменами, которые предпочтут выбросить сгнившие овощи (на фоне голодающих на улицах людей), но не снизить на них цену, с другим власть имущим, который вознамерился снести школу и забрать землю для собственных нужд, оставив местных детей без надежды на будущее. Параллельно авторы демонстрируют сцены из тюремной жизни, нищету на улицах и тому подобные вещи, показывая, что без образования у простого человека не будет надежды выбраться со дна и останется лишь одна дорога – криминал и последующее тюремное заключение. Так было и с главным героем фильма, а его сестра, оставшись совсем одна, стала обслуживать богатых клиентов, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Конечно же, это творение не дотягивает до тонкого и изящного итальянского политического кино, но зато дает зрителю более простое, понятное, прямолинейное послание. Наиболее сильно оно раскроется в заключительной части трилогии «Несгибаемый человек», за цитаты из которой и были предъявлены обвинения режиссёру.
Что же касается криминальной составляющей, то перед нами типичный жестокий турейкий крайм. Джюнейт Аркын вновь играет непобедимого героя, который сражается с врагами не только с помощью огнестрельного оружия, но и использует приемы карате. Картина содержит ряд жестоких убийств, сцену отрезания языка и эротический момент с S&M номером в местном баре. Постановка боевых сцен, как всегда, хромает, но такова особенность турецкого кино того времени. Её стоит либо принимать, либо не прикасаться к нему вовсе. Из-за обилия странных, несуразных, а порой и безумных сцен некоторые ресурсы называют такое кино не совсем подходящим термином «психоделическое кино». Сопровождает всё это музыка, взятая из западных картин, в частности в качестве главной темы фильма играет трек Эннио Морриконе из фильма «Страх в городе» (Peur sur la ville, 1975).
Главную роль исполнил известный турецкий актёр Джюнейт Аркын. Тут он в своём привычном амплуа – непримиримый борец за справедливость, использующий оружие и приемы карате против своих врагов и во имя защиты угнетенных. Роль главы мафии, взявшего Мурата к себе на воспитание исполнил знакомый любителям турецкого кино Билал Инджи. Остальные актёры не могут похвастаться какой-либо известностью, хотя некоторые из них успели примелькаться во многих картинах того времени.
«Человек без будущего» – хорошее начало политической трилогии Жёнтюрка, но это определенно не самая лучшая её часть и не самый лучший фильм режиссёра. Оценивать подобное кино нужно в отрыве от продукции других стран, ибо за одни только кривые постановки драк можно (в одной сцене кровь на человеке появляется ещё до выстрела в него) можно ставить единицу. И если подойти к этому фильму указанным мной образом, то это вполне добротная крепкая работа, которая непременно порадует любителей подобной продукции.