Человек из Каньон-сити

Оригинальное название: L'uomo che viene da Canyon City, Que viva Carrancho, Man from Canyon City, ¡Viva Carrancho!.

Производство: Испания-Италия 1965г.

Режиссёр: Альфонсо Бальказар.

В ролях: Роберт Вудз, Фернандо Санчо, Лоредана Нушиак (Лоре Нушак), Луис Давила,
Ренато Балдини (Райан Болдуин), Жерар Тиши, Антонио Молино Рохо, Хосе Мануэль Мартин.

Рецензия на фильм «Человек из Каньон-сити»

Автор обзора: Almost Human.

В 1965 году Альфонсо Балказар, главный в Испании производитель вестернов, совместно с итальянцами снимает свой второй фильм в данном жанре – «Человек из Каньон-сити» (L'uomo che viene da Canyon City).

Американец Рэй и мексиканец Карранчо, скованные одной цепью, этапируются к месту казни. Воспользовавшись оплошностью конвоя, они совершают удачный побег и даже избавляются от кандалов. Вскоре беглецы совершенно случайно узнают, что владелец серебряных рудников в маленьком приграничном городке Джим Мортон должен получить 70000 долларов и решают сообща завладеть этими деньгами...

Этот ковбойский фильм принадлежит к субжанру «сапата-вестерн», сюжеты которых основывались на теме борьбы мексиканцев с враждебным иностранным присутствием, что могло быть стихийным отражением популярной в те годы темы антиколониального сопротивления стран Третьего Мира.

Главные герои «Человека» – обыкновенные преступники не самого большого пошиба, действующие исключительно в целях своей выгоды. Избежав виселицы и освободившись от цепей, они думают о том, куда податься: Рэй хочет отправиться в Колорадо, а Карранчо предпочитает Мексику, где, по его словам, можно спокойно устроиться. Из-за мошенничества Карранчо, бросившего монету с двумя решками, мужчины держат путь в страну текилы, по пути туда они становятся свидетелями попытки ограбления дилижанса и узнают о деньгах, направляющихся главе серебряных шахт Мортону. Они задумывают украсть эту сумму, для чего устраиваются к Мортону на работу: Рэй получает место стрелка, а его приятель - повара. Но в дальнейшем планы негодяев резко меняются: Карранчо, насмотревшись на невероятную жестокость Мортона и его приспешников к рабочим-мексиканцам, собирается возглавить восстание своих соотечественников против угнетателей. Это начинание будет поддержано и Рэем, правда, по причине более личного характера.

Подобно Игнасио Ф. Иквино Балкасар преследовал коммерческие цели, но в отличие от своего конкурента, он любил и понимал жанр, а потому стремился делать качественную продукцию.

Фильм начинается весьма стандартно. Двое типичных преступников, готовых ради личной корысти обмануть кого угодно, в том числе и друг друга, тянут свои алчные руки к государственным деньгам, предназначенных хозяину шахты. Им удаётся внедриться в ряды служащих Мортона и начать сбор информации о нахождении денег, но постепенно их взгляды начинают меняться из-за происходящего на их глазах. Мортон установил на шахте режим террора, нещадно эксплуатируя рабочих-мексиканцев, добывающих руду. Его боевики без колебаний убивают всех, кто проявляет недовольство, не брезгуя и изнасилованиями женщин. Рэя, помимо этого, возмущает ещё и то, как его шеф относится к своей жене Вивиан: её положение лишь немногим лучше положения пеонов. В итоге Карранчо провозглашает себя генералом и начинает активно готовить земляков к вооружённой борьбе. То есть в фильме показан процесс «перековки» вчерашних бандитов в борцов за социальную справедливость и чувство национального достоинства, к чему примешана и щепотка феминизма в виде отстаивания своих прав Вивиан перед лицом деспотичного мужа.

Второй вестерн Балказара получился динамичным и несколько жестоким (по тем временам): в нём показано множество смертей, в том числе и такие, когда человека разрывало на куски взрывом динамита и давило шахтовым лифтом. Пожалуй, самая запоминающаяся сцена – это суд над парой схваченных гринго, на котором в качестве присяжных «использованы» ранее повешенные ими мексиканцы, не возражающие против применения смертной казни по отношению к своим обидчикам. Создатели «Человека» серьёзно подошли и к формированию визуального ряда, радуя глаз зрителя каньонами, прериями и шикарным убранством дома Мортона. А вот музыкальное сопровождение от Анджело Франческо Лаваньино как-то не запоминается, ибо представляет собой нечто не совсем выразительное.

Сей фильм с полным правом можно назвать бенефисом одного из лучших актёров евровестерна – испанца Фернандо Санчо. Он блестяще сыграл Карранчо – хитрого пройдоху, готового обмануть кого угодно лишь бы оказаться в выигрыше. Но вместе с тем его нельзя назвать трусом и подлецом: ему не чуждо сострадание к слабым, которых он готов защищать с риском для собственной жизни. Кстати, высказывается версия, что «Человека» вообще снимали именно под этого персонажа: дескать, Карранчо, появившийся в дебютном вестерне Балказара «Стрелки из Аризоны» (Los pistoleros de Arizona, 1964) был так здорово встречен зрителями, что кинотеатры затребовали у режиссёра ещё одну аналогичную ленту, где герой Санчо был бы уже главным действующим лицом. На роль напарника Карранчо Рэя пригласили аргентинца Луиса Давила, а американец Роберт Вудз неожиданно появился в ипостаси плохого парня Мортона – эксплуататора, мошенника и домашнего тирана. Его жену Вивиан, которая смогла-таки отомстить супругу за свои унижения и смерть отца, играла Лоредана Нушиак.

«Человек из Каньон-Сити» – отличный представитель «сапатистского» подвида вестерна. Он, конечно, не претендует на лавры совершенной «Пули для генерала» Дамиано Дамиани, но объективно это очень добротная картина с интересным сюжетом, массой разнообразного действия, ненавязчивым юмором, красочным видеорядом и классным актёрским составом. Рекомендуется к просмотру всем любителям жанра.