Рецензия на фильм «Дитя своего времени»
В конце 1950-х годов Марино Джиролами, подавшийся в кино бывший профессиональный боксёр, основывает продюсерскую организацию имени себя самого (Produzione Cinematografica M.G. di Girolami Marino), которая запомнилась активной поставкой комедий на внутренний рынок. Среди этого изобилия смешных фильмов затерялся и побочный продукт под названием «Дитя своего времени» (Un figlio d'oggi, 1961). Побочным он был в полном смысле этого слова, ибо не только отличался от основной продукции Джиролами в жанровом смысле, но и был снят им нехотя, параллельно работе над очередной комедией, ведущий актёр которой вёл такой образ жизни, что у режиссёра оказывалась незанятой чуть ли не половина рабочего дня. Долгое время «Дитя» было в полном забвении, из которого его вырвал телеканал RAI, показавший эту картину в мае 2013 года в немного усечённой версии, а гораздо позже миру была явлена и полная.
Ренцо – молодой человек из простой миланской семьи, проводящий всё свободное время (которого у него хоть отбавляй, ибо он безработный) в кругу таких же шалопаев. Но в отличие от них у него есть доля дерзости, которую он готов поставить на службу преступной деятельности в целях личного обогащения. Однажды ему выпадает возможность встретиться с нужным человеком, и он с головой ныряет в омут серьёзного криминала...
Данную ленту без особого труда можно квалифицировать как подражание картинам American International Pictures (AIP) и смежных с ней кинофирм о молодых преступниках, имевших определённую популярность в середине – 2-й половине 1950-х в США. Сюжеты их были простоватыми и, как правило, строились на одной и той же последовательности: конфликтующие с ценностями своих родителей юные девианты начинали с небольших правонарушений, потом следовали более значимые, что в нравоучительном финале приводило к возмездию со стороны закона. Джиролами, в целом, не вышел за рамки шаблона своих заокеанских коллег, разве что сильно увеличил продолжительность истории – 103 минуты против 65-70.
Ренцо живёт с отцом и матерью в видавшем виды доме где-то на окраине Милана. У него непростые отношения с родителем, который постоянно укоряет его за безделье. Истинным пристанищем Ренцо становится улица и всякие увеселительные заведения типа бильярдной. Парень не хочет работать и вступать в серьёзные отношения с влюблённой в него девушкой, предпочитая шататься в компании такого же отребья, «развлекающегося» разными пакостями типа живодёрства, приставания к людям и вандализма. Но Ренцо способен идти и куда как дальше ради красивой жизни.
Как-то раз случай заносит негодяя и его друзей на вечеринку, организованную «золотой девочкой» Лаурой Рикки, в ближайшее окружение которой входят Риккардо и Рауль – самые настоящие мафиози, которым кажется, что Ренцо вполне может быть использован в различных «делах». Вскоре после пати Ренцо решается на первый серьёзный криминал: в толчее парка развлечений ему удаётся украсть браслет у богатой иностранной туристки. Свидетелем этого становится оказавшийся поблизости Рауль, который хвалит начинающего преступника за ловкость рук и указывает человека, которому можно выгодно продать добычу – пожилого ювелира, не брезгующего скупкой краденого. Так Ренцо получает первые деньги, позволяющие ему съехать от надоевших родителей. Восхищённый уровнем жизни Рауля – большим домом с солидной обстановкой, машиной, одеждой – Ренцо с радостью соглашается на дальнейшее сотрудничество с новым знакомым.
Сначала дебютанту благоволит удача. После кражи браслета Ренцо и Рауль разрабатывают план шантажа скупщика, который удаётся претворить в жизнь: разыгранный подельниками спектакль убеждает старика в том, что он убил Рауля и теперь ювелир должен платить Ренцо за его помощь в сокрытии тела. Но молодой преступник не видит берегов и решает продолжить шантаж «убийцы» с выгодой только для себя. Отлично идут дела и на амурном фронте: сначала Ренцо добивается интимной близости с Ренатой (той самой влюблённой в него барышней), а потом оказывается в постели с увлёкшейся им Лаурой. Но затем начинается быстрое обрушение: персона Ренцо попадает в поле зрения полиции, а с Раулем происходит сильная ссора, заканчивающаяся дракой и его случайным убийством. Кольцо вокруг сужается и заставляет бандита попробовать убежать в Лозанну вместе с Лаурой и Риккардо, провернув перед этим ещё одну «экспроприацию». Всё это приводит Ренцо к полному краху: его без колебаний предают сообщники, он едва не гибнет от пуль разъярённого ювелира, а потом за ним приходит комиссар.
Наверное, продолжительность фильма можно было сократить, ибо иногда он ощущается искусственно удлинённым за счёт не имеющего особого смысла сцен, как правило сентиментального характера. В прокат он вышел в неполной версии, ибо цензоры постановили изъять из него несколько непристойных, по их мнению, эпизодов: частичный стриптиз Лауры и её знакомой на вечеринке, такое же раздевание Ренаты Ренцо и «экзотический» танец полуголых мужчины и женщины в ресторане. Характерно, что у тогдашних борцов за мораль на экране не вызвала никаких вопросов сцена жестокого убийства кота, пусть и снятая поверхностно. Музыку, всегда точно сочетающуюся с показываемым в текущий момент, написал уроженец Румынии Роман Влад.
На главную роль Марино Джиролами пригласил своего сына Эннио, симпатизирующую ему Ренату сыграла малоизвестная, но миловидная Элеонора Бьянки, а раскованную Лауру – Валерия Фабрици.
«Дитя своего времени» – среднее криминальное кино, подражающее американским лентам о молодёжной преступности. Смотреть его стоит лишь самым любознательным почитателям кинематографа Италии, а если кого-то интересует затронутая в данном фильме тематика, то лучше отдать предпочтение лентам AIP.