Осадное положение
Оригинальное название: Lo stato d'assedio, L'amore breve, Besieged, The state of siege.
Производство: Италия 1969г.
Режиссёр: Романо Скаволини.
В ролях:
Джоан Коллинс, Фэйт Домерг, Массимо Серрато, Матьё Карьер, Фрэнк Вольфф,
Антонио Кантафора, Антонио Чента, Джованни Ди Бенедетто, Джанни Пулоне.
Рецензия на фильм «Осадное положение»
Имя режиссёра Романо Скаволини обычно связывают с безумным кровавым слэшэром «Кошмар поврежденного мозга» (Nightmare of the damaged brain, 1980). Более продвинутые зрители вспомнят странный джалло «Белое одеяние для Мариале» (Un bianco vestito per Marialé, 1972), но мало кто видел и знает его картины 1960-х, так как они являются очень специфическим продуктом и были долго недоступны для широкой публики. Будучи убежденным коммунистом Скаволини не мог пройти мимо известных событий 1968 года и в следующем 1969-м выпускает ныне забытую мрачную мелодраму «Осадное положение», также известную как «Короткая любовь». Выпущенный годом позже, этот фильм имеет ряд сходств с более известным «Спасибо, тётушка» (Grazie, zia) Сальваторе Сампери.
Действие фильма происходит в Триесте конца 1960-х, когда над миром начинают сгущаться краски и уже чувствуется зловещее дыхание грядущего экономического кризиса и политической нестабильности. Главный герой Лоренцо Валднер (Матьё Карьер), выходец из богатого рода владельцев судостроительного бизнеса, страдает эдиповым комплексом по отношению к своей матери (Фэйт Домерг). Вместе с тем он негативно относится к отцу (Антонио Чента), немолодому дипломату в Доминиканской Республике, которого преждевременно отправили в отставку и который теперь возвращается домой. Не имея возможности удовлетворить свою инцестуальную страсть, Лоренцо обращает свой взор на подругу матери Роберту (Джоан Коллинс), с которой у него быстро завязывается роман. А между тем некогда успешное и богатое семейство переживает не лучшие времена: на дворе конец 1960-х, уже слышны легкие шаги приближающегося кризиса и грядущего разорения. Триест, как и многие другие места Европы, начинают разрывать забастовки подогреваемых левыми активистами рабочих, недовольных условиями труда, сокращениями, а скучающая буржуазная молодежь начинает увлекаться фрейдомарксизмом...
Романо Скаволини создал сложный многослойный фильм, за сюжетом которого не так то просто уследить. Фактически это набор зарисовок о жизни разных людей, фоном которым служит декадентский серый Триест, пасмурное настроение которого позволяет режиссёру сделать слепок того времени, а зрителю окунуться в события дней давно минувших, но продолжающие влиять на нашу жизнь даже спустя более чем 50 лет. Но проблема том, что из-за сумбурности сюжета, плохо связанных между собой историй и зарисовок, множества нагромождений и отсылок картина становится непонятной рядовому зрителю и превращается в сугубо нишевой продукт для определенной группы людей, придерживающихся определенных политических взглядов. Неудивительно, что картина прошла почти незаметно на Венецианском кинофестивале 1969 года, не имела коммерческого успеха и была быстро забыта.
Главными действующими лицами «Осадного положения» являются Лоренцо и Роберта. Роман молодого парня и годящейся ему в матери женщины – уже не является чем-то новым, но Скаволини «разбавляет» его проблемами семьи Лоренцо, которую ждёт разорение и упадок, а также периодически показывает директора на их заводе, который выступает на стороне рабочих и старается сделать всё, чтобы их не сократили, но понимает, что бессилен что-либо изменить. В одной из сцен он говорит, что начальство платит ему зарплату, и он целиком и полностью зависит от него и должен исполнять всё, что ему скажут. Время от времени Лоренцо общается с молодым левым активистом Умберто, который рассказывает о революции и заставляет главного героя осознать своё привилегированное положение. Некоторые зрители усмотрели в их отношениях намек на гомосексуальность главного героя, но я не увидел явных тому подтверждений в фильме. Против этого же говорит и роман с Робертой, а спор с матерью насчёт выбора друзей можно интерпретировать как попытку родителей отвадить сына от «дурного» влияния левых идей и их носителей.
Как видно из описанного выше, весь фильм выдержан во фрейдомарксистком ключе. Подавленные сексуальные желания и эдипов комплекс главного героя заставляет его метаться в разные стороны, начиная от романа с женщиной возраста матери и кончая увлечением революционными левыми идеями, которые приведут его к своеобразному бунту против собственной семьи и её «буржуазных предрассудков и невежества». Именно в сцене спора с матерью о своём друге Лоренцо высказывает недовольство буржуазным образом мыслей и моралью, а родители, представители увядающего аристократического рода, не в силах ему что-либо противопоставить, ибо отец уволен, а дела на судостроительной верфи идут из рук вон плохо. Одной из самых запоминающихся сцен фильма является эпизод, в котором героиня Джоан Коллинс (представительница буржуазии) сидит в дешевой забегаловке с Лоренцо и постепенно понимает, что не может смотреть на картину, нарисованную на зеркале, в сюжете которой марксистский рабочий с красным флагом побеждает буржуа. Она оказывает гнетущее воздействие на Роберту, и она разбивает зеркало.
Проблема в том, что все истории, показанные в этом фильме, впоследствии оказываются смазанными и как бы незаконченными. Режиссёр быстро переключается между ними и сопровождает их многочисленными аллюзиями на политические события и левую идеологию, в результате чего фильм становится размытым и сказать, о чём же он был, кроме как о романе молодого человека и взрослой женщины, зашедшем в никуда, будет сложно. Не менее сложно будет понять, что же всё-таки хотел сказать этой работой режиссёр. Раз он касается политики и актуальных в те времена событий, то непременно должно быть какое-то послание или хотя бы смысл происходящего на экране. Единственное, к чему можно прийти, так это к тому, что режиссёр хотел показать то время как бы со стороны, не сильно касаясь его и уж тем более не продвигая никаких политических линий. Ныне фильм смотрится как эдакий экскурс в историю – историю, события которой навсегда изменили вектор развития цивилизованного человечества. А вот в лучшую ли сторону или наоборот… тут у каждого будет свой взгляд…
Что же касается художественных особенностей фильма, то стоит отметить несколько вещей. События развиваются крайне медленно и нужно внимательно слушать диалоги и постараться уловить тонкую меланхоличную декадентскую атмосферу, которая словно затишье перед бурей, словно сгущающиеся тучи, предупреждают о грядущем распаде… Главной звездой здесь является, конечно же, Джоан Коллинс в расцвете сил и красоты. Зрителя ждёт пара мимолетных и очень целомудренных сцен с обнаженкой, а также довольно интересный эпизод, в котором Роберта исполняет стриптиз. Говорят, что на съёмках Коллинс не горела желанием обнажаться перед камерой, и режиссёр даже угостил её бутылкой брэнди, чтобы помочь ей расслабиться. Молодой Матьё Карьер вполне хорошо сыграл страдающего от подавленного сексуального влечения и не знающего, чем заняться в этой жизни Лоренцо. Фэйт Домерг исполнила роль его матери и также, несмотря на уже немолодой возраст, мимолетно обнажится перед камерой. Фрэнк Вольф хорошо смотрится в роли депрессивного начальника, который осознает, что его борьба за права рабочих обречена на поражение.
Очень сложно оценивать фильм со столь узко направленным специфическим содержанием. В наши дни он будет интересен лишь единицам, тем, кто хочет совершить путешествие в бунтарские 1960-е, людям, которым близки взгляды участников тех событий и поклонникам итальянского кино, которые поставили себе цель ознакомиться с каждым редким экземпляром аппенинского кинематографа.