Рецензия на фильм «Призраки»
Режиссёр Марчелло Аваллоне снял свой первый фильм в конце 1960-х и за последующие 10 лет завершил ещё два проекта, после чего последовал долгий перерыв примерно в те же десять лет. И только в 1987 году Аваллоне опять садится в режиссёрское кресло и снимает фильм ужасов «Призраки», который вместе с его следующей работой «Майа» (Maya, 1989) и стали самыми известными его картинами.
Исследуя гробницу древнеримского императора Домициана, профессор Ласки (Дональд Плезенс) и его команда обнаруживают проход в доселе неизвестные, куда более древние катакомбы. Перед входом красуется надпись «Вызванное к жизни или нет, зло всё равно явится вам!». Продолжая исследовать катакомбы, археологи пробуждают к жизни древнего демона, который сначала являет себя в виде ветра, теней, призрака, а затем готовится войти в наш мир в своём истинном дьявольском обличии…
Судя по всему, продюсеры выделили Аваллоне совсем мало денег, поэтому ему не светило создать фильм, наполненный экшеном, к которому располагает сюжет. И видимо, он это прекрасно это понимал и сосредоточился на создании мистической и загадочной атмосферы, порой забывая про логику и вообще какое-либо действие.
Именно вышеописанное и является главной претензией к фильму со стороны многих зрителей. Но, на мой взгляд, всё не так плохо. В течение примерно первого часа события развиваются действительно медленно и единственные сцены, в которых зло дает о себе знать, являются блеклым показом каких-то несчастных случаев с замыканием проводки, неожиданно появившимся ветром в катакомбах и тому подобными вещами, которые явно не являются тем, чего ждёшь от подобного кино. Но в то же время на протяжении этих 60 минут авторы стараются нагнетать атмосферу и саспенс: персонажи будут исследовать катакомбы, полные древних фресок, магических символов и костей, а также постепенно ощущать на себе присутствие зла. Но по прошествии часа темп картины ускоряется, и начинаются убийства: демон выбирается наружу дабы поохотиться за незадачливыми исследователями катакомб и «чёрными» антикварами, тоже жаждущими найти в них что-то для своих секретных коллекций. Тут зрителя ждёт несколько сцен с кровавыми убийствами, спецэффекты к которым поставил известный мастер Серджио Стивалетти, но сцены эти очень коротки и сняты как бы мимолетно, словно авторы решили таким образом скрыть некачественный грим и материалы, которые использовал Стивалетти для постановки этих сцен. При ближайшем рассмотрении этих моментов я убедился в своём подозрении. В финале оставшихся в живых персонажей ждёт встреча с демоном, который выглядит вполне сносно, хотя показывают его очень вскользь.
Картина примечательна ещё тем, что в нескольких местах Аваллоне пытается цитировать классику хоррора. В одной сцене главная героиня видит на стене тень, очень сильно напоминающую Носферату из фильмов Фридриха В. Мунрау и Вернера Херцога, а в другой легко узнается цитата из «Кошмара на улице Вязов» – главную героиню утаскивают в другой мир появившиеся из кровати руки демона. Стоит отметить, что это был очень удачный ход авторов.
Отдельно хочется отметить саундтрек Леле Маркителли и Данило Реа. Мрачные электронные мелодии очень хорошо нагоняют саспенс, приятны на слух и напоминают работы некоторых андерграундных музыкантов тех времен, которые выпускали свои работы на кассетах микроскопическими тиражами. В некоторых сценах играет мрачный эмбиент, в то время как в моментах с погонями музыка становится ритмичной, но всегда тревожной и мрачной.
Заявленный в титрах Дональд Плезенс является единственным известным актёром, принимавшим участие в этом фильме. Вполне типичная для него роль, с которой он, как всегда, отлично справился. Временами его персонаж пропадает из поля зрения, но экранного времени у него тут достаточно. Датская актриса Трине Микельсен хороша собой, выглядит как типичная красотка 1980-х (когда женщины ещё были похожи на женщин) и поучаствует в мимолетной сцене с обнаженкой. Заявленная с титрах Эрна Шюрер появится на экране всего на пару минут.
Во второй половине 1980-х итальянское кино было уже в глубоком кризисе: будучи не в состоянии конкурировать с заокеанской продукцией местные компании разорялись, а бюджеты сокращались, поэтому режиссёрам, если они хотели продолжить работать в сфере кино, приходилось экономить буквально на всём. Но предприимчивость и энтузиазм позволили части авторов создать вполне пригодные для просмотра ленты, а некоторые из них сумели подарить зрителю настоящие шедевры. Нет, «Призраки» нельзя отнести к разряду шедевров, но это определенно крепкая работа, снятая в традиционном для итальянского хоррора тех лет стиле. Рекомендации.