Рецензия на фильм «Сверхъестественное»
В 1981 году известный испанский режиссёр Эухенио Мартин снимает свой последний фильм ужасов под названием «Сверхъестественное». После этого последует пара работ над сериалами и долгое молчание до 1996 года, когда он выпустит на экраны свою последнюю режиссёрскую работу в комедийном жанре, созданную для локального рынка. Поэтому «Сверхъестественное» можно, фактически, считать последней полноценной работой Мартина, которая может представлять интерес для зрителя.
Главная героиня фильма Джулия (Кристина Гальбо) не очень ладила со своим деспотичным мужем, который в одну ночь попадает в страшную автокатастрофу и умирает до её приезда в особняк. После этого каким-то странным образом его дух возвращается в наш мир и начинает терроризировать Джулию. Поначалу это были «незначительные» происшествия, которые можно списать на разыгравшееся воображение, но постепенно призрак начинает вести себя более агрессивно. Также в один день к девушке приходит странная женщина-медиум, которая утверждает, что ей угрожает опасность и предупреждает о призраке. Поначалу Джулия не верила во все эти истории с привидениями, но когда дух начинает угрожать ей и убивать окружающих её людей, девушке придется обратиться не только к медиуму, но также к священнику и учёному, занимающемуся исследованиями паранормальных явлений…
В 1970-е годы была мода не только на кино о призраках, но и на различные документальные фильмы о паранормальных явлениях, НЛО и тому подобных вещах. Не обошли эти темы и авторы художественных фильмов, причем не только в Европе и США, но и в той же Латинской Америке, где колумбийский режиссёр Хаиро Пинилья Теллез снял несколько оригинальных и безумных лент о переселении душ и возвращении из мира мертвых. На родине Эухенио Мартина этим занимался действующий исследователь паранормальных явлений Себастьян д'Арбо, который в 1980-е годы выпустил ряд подобных фильмов. И именно к ним и тяготеет стилистика «Сверхъестественного» Мартина.
Фильм начинается с закадрового голоса на фоне средневековых картин и космоса, который рассказывает о паранормальных явлениях. На фоне космоса также идут и титры. Странный выбор фона, ибо ничего, связанного с космосом в фильме нет. Далее начинается сама история, которая развивается крайне медленно и поначалу предлагает зрителю только довольно эффектную сцену с трупом, хватающим за руку Джулию и ряд безобидных паранормальных сцен и совпадений. Далее следует общение главной героини с новым ухажером, её встреча с женщиной-медиумом и отказ верить в то, что дух её мужа находится поблизости и жаждет мести (неизвестно, за что). Первое серьезное происшествие произойдет где-то в середине фильма: призрак атакует служанку с помощью электронного разделочного ножа, что позволит авторам продемонстрировать немного крови. После этого происходит знакомство Джулии со священником и странным ученым, занимающимся исследованиями сверхъестественного. Он сделает девушку своей подопытной и с помощью различных приборов выявит, что рядом с её биополем находится ещё одно (на компьютерах зрителю продемонстрируют некоторое подобие Кирлиановой ауры). В финале призрак материализуется в живой труп и главные герои должны будут дать ему бой.
Как видите, сюжет фильма интересен и у такого постановщика как Эухенио Мартин мог получиться отличный мистический триллер, но на этот раз что-то пошло не так. Несмотря на наличие, казалось бы, достаточного количества сцен действия и вполне неплохие эффекты, картина смотрится немного тяжеловато. Она перегружена диалогами, а атмосфера загадочности и мистики за исключением нескольких сцен полностью отсутствует. И это при том, что в картине есть немало интересных эпизодов, среди которых можно отметить сцену спиритического сеанса, момент, когда Джулия видит движения предметов и мебели, как будто ими пользуется невидимый человек, и финальные сцены, в которых призрак материализуется. Но все они словно живут отдельной жизнью и прерывают скучное повествование. Картина смотрится как нечто претендующее на документальность, серьезность, а не как художественное мистическое кино. Музыкальное сопровождение Карлоса Визиелло примитивно, однообразно и является нечастым гостем в этом фильме. А ведь хорошо подобранная музыка – это 50% атмосферы фильма.
Главную роль исполнила известная любителям еврокульта испанская актриса Кристина Гальбо. Она хороша собой и вполне достойно смотрится на экране. Её партнером по съёмочной площадке был Максимо Вальверде, который несмотря на внушительную фильмографию, в основном довольствовался ролями второго плана. Имена остальных актёров вряд ли что скажут даже знатокам испанского кино.
О прокатной судьбе фильма ничего неизвестно, но он издавался на VHS в разных странах, причем в США некоторые издатели выпускали сокращенную версию, в то время как в Европе ходила полная. Не думаю, что этот фильм принес много денег создателям, иначе бы Эухенио Мартин не ушел бы из кино, поработав после него над сериями пары сериалов.
«Сверхъестественное» – не самый плохой мистический фильм того времени. Дешево снятый, с недоработанным сценарием и слабым саундтеком он всё же пригоден как минимум для одноразового просмотра и если решите его смотреть, то не ожидайте слишком многого и тогда, возможно, сможете получить удовольствие.