Рецензия на фильм «Снежный зверь»
После появления в 1967 году странной пленки с неким существом, напоминающим Бигфута, снятой Роджером Паттерсоном и Робертом Джимлиным начался всплеск интереса к этим мифологическим существам, который также вылился в ряд фильмов, снятых в 1970-е. В 1977 году режиссёр Герб Уоллерстейн вносит свою лепту в эту тему и снимает для ТВ фильм под названием «Снежный зверь», который также был позднее выпущен в более полной 88-минутной версии, которую и рекомендуется смотреть.
Действие происходит на заснеженном курорте в Колорадо под названием Рилл Лодж, куда вот-вот должны будут съехаться многочисленные гости на традиционный Зимний карнавал, где будут выбирать королеву года. В эти радужные планы вторгается нечто, пришедшее из лесов: сначала погибает одна туристка, потом находят тело ещё одного человека. Случайные свидетели все как один утверждают, что видели некое большое мохнатое существо, похожее на Йети, но местный шериф Парадэй (Клинт Уолкер) отказывается в это верить. Владельцы курорта делают всё возможное, чтобы сохранить в тайне эти происшествия, которые могут поставить крест на Зимнем карнавале. И только когда этот «зверь» приходит в места размещения гостей и едва не устраивает кровавую резню, шериф, бывший чемпион по биатлону Гар Сиберг (Бо Свенсон) и сын владелицы курорта Тони (Роберт Логан) объявляют на него охоту…
Перед нами ещё одна картина, авторы которой хотели заработать на неувядающей популярности «Челюстей» Стивена Спилберга. Сценарист Джозеф Стефано, в чьём послужном списке имеется даже работа над «Психо» Альфреда Хичкока, аккуратно перенес структуру «Челюстей» на новые локации, заменив лишь места действия, профессии персонажей и ряд деталей. Как и в работе Спилберга, руководство курорта будет до последнего скрывать смерти своих посетителей, дабы не сорвать сезон и не лишиться прибыли. И также несколько крепких и бесстрашных мужчин всё же возьмутся за дело и начнут охоту на затаившееся в лесах чудовище, которое, вкусив человеческой крови, стало вести себя ещё более агрессивно и смело. Хорошо это или плохо, судить зрителям, и я как один из них скажу, что картина хоть и плагиатит известный сюжет, но является вполне достойным представителем жанра «хоррор для ТВ».
Так как это была продукции для ТВ, то на создателей накладывался ряд ограничений в плане демонстрации насилия и обнаженки. И если второго тут нет вообще, то насилие имеется, но в весьма мягком виде. Во время съёмок авторы «перестарались» и сняли слишком жесткую сцену нападения существа на развлекающихся в концертном зале людей, из-за чего их заставили переделывать эти сцены, ибо они никак не вписывались в формат телефильма. Возможно, телевизионщики заставили убрать и что-то ещё, в результате чего, версия для ТВ была сокращена до 72 минут, а полная 88-минутная была выпущена отдельно.
В первую очередь картина может похвастаться очень приятной атмосферой, которой обладает кино, снятое только в те времена. Красивые виды гор, лесов, маленькие домики, прилично выглядящие люди, легкий налет мрачности и добротный саспенс – думаю, любители подобного кино меня поймут с полуслова. Приятная и достаточно мрачная симфоническая музыка Роберта Принца с первых же кадров придает нужное настроение фильму и транслирует его через экран зрителю.
Имея небольшой бюджет, недостаточный для показа хорошо сделанного монстра, авторы умело выкрутились, демонстрируя его либо издалека, либо частично. Это никак не сказалось на количестве сцен действия и убийств: авторы сделали достаточно динамичное кино, в котором монстр будет регулярно атаковать сначала одиноких лыжников, а затем и толпу людей в городе. Частичная или мимолетная демонстрация существа только идет на пользу фильму, позволяя авторам добавить загадочности и саспенса, который действительно работает и держит зрителя в напряжении. А в финале нам всё же покажут это существо более отчетливо и в полном размере!
Ещё одна вещь, которой может похвастаться это кино – актёрский состав. Бо Свенсон отлично справился с возложенной на него ролью бывшего чемпиона в кризисе, таланты которого теперь нужны для охоты на монстра. Его экранной женой была Иветт Мимьё, выступившая в роли журналистки. Параллельно основному сюжету авторы уделяют немного времени кризису их отношений. Роберт Логан сыграл сына владелицы курорта, который хорошо проявил себя и не стал рисковать жизнями людей. Ну и в роли шерифа выступил хорошо известный завсегдатай телевизионных фильмов того времени Клинт Уолкер.
«Снежный зверь» – это типичная продукция 1970-х, снятая для ТВ. Особая атмосфера, легкий налет «пасмурного» настроения и меланхолии, эстетически красивый видеоряд, замечательный актёрский состав, приятный саундтрек – что ещё нужно для того, чтобы приятно скоротать вечер?