Грубость

Оригинальное название: Lo sgarbo, Rudeness.

Производство: Италия-Франция 1975г.

Режиссёр: Марино Джиролами (Шарль Рамульян).

В ролях: Луис Вито Руссо (Джанни Руссо), Леонард Манн, Карин Шуберт, Элен Шанель, Артуро Доминичи,
Гвидо Челато, Аттилио Доттезио, Нелло Падзафини, Романо Пуппо, Том Феллеги.

Рецензия на фильм «Грубость»

После триумфа «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы некоторые итальянские режиссёры также решили попробовать себя в мафиозно-криминальном жанре. Не прошел мимо и плодовитый Марино Джиролами, всегда старавшийся быть в тренде последних веяний жанрового кино и охотно пробовавший зарабатывать на популярности того или иного кино у зрителей. В 1974-м году он достаточно запоздало приступает к съёмкам своей первой картины в жанре eurocrime под названием «Грубость», которая выходит на экраны в 1975 году.

Главным героем фильма является молодой мафиози Сальваторе (Луис Вито Руссо), который привык действовать под защитой влиятельного родственника и в один день наделал нехороших дел в Америке. Желая всё уладить и спасти Сальваторе от расправы, глава одной из американских ячеек мафии отправляет несостоявшегося «Дона Корлеоне» на Сицилию, где правит его близкий друг – престарелый Дон Мими (Гвидо Челато). Проходит совсем немного времени, как Сальваторе является к Дону Мими и предлагает «сыграть по-крупному», на что получает отказ, ибо его план мог бы развязать войну кланов. Через некоторое время, несмотря на предупреждение Мими, он реализует ограбление подпольного казино противоборствующей группировки, а также параллельно соблазняет молодую жену приютившего его мафиози. Получив крупную сумму денег, он вместе с другом Вито (Леонард Манн) и двумя местными проститутками уезжает в Лондон, где начинает подкладывать девушек под влиятельных людей, а затем шантажировать их фотографиями. Постепенно эта деятельность начинает распространяться и на другие страны, параллельно чему Сальваторе опять переходит дорогу ряду влиятельных в криминальном мире людей. Количество врагов копится, его покровитель в Америке умирает и теперь дерзкому беспредельщику выносят смертный приговор…

Это не традиционный eurocrime, где честный полицейский борется с преступностью, а именно мафиозный триллер, где полиция ни разу не появляется на экране, а всё повествование ведется глазами представителей преступного мира. И если во многих подобных картинах рассказывалось, что у мафии тоже есть свои законы чести и принципы, а их герои зачастую рисовались как вполне честные, умеющие держать слово и имеющие моральные границы люди, то тут всё совсем иначе. Главный герой – Сальваторе – это типичный выскочка, который ничего из себя не представляет, и получил всё, что у него есть, благодаря покровительству влиятельных людей. Собственно, в начале так и говорится, что ему помогают только из уважения к покойному отцу. Но сын оказался совсем не похожим на отца. Накосячив в Америке, он устраивает ещё больший беспредел на Сицилии и тем самым подставляет человека, спасшего его шкуру и оказавшего радушный прием. Вся дальнейшая деятельность Сальваторе идет в том же ключе, поэтому данный персонаж не вызывает совершенно никакой симпатии. Скорее наоборот.

«Грубость» может похвастаться очень динамичным развитием событий, разнообразными и местами жестокими сценами действия, а также довольно большим количеством обнаженки. С самого начала фильма зритель окунается в водоворот перестрелок, убийств и эротики. Сцены действия, словно по какому-то заранее определенному плану, чередуются с эротическими, причем последние весьма разнообразны, ибо в фильме много женских персонажей. Главный герой будет не только убивать конкурентов и всякого, кто встанет на его пути, но также соблазнит большинство женских, оказавшихся рядом с ним. Но выбор свой он остановит на жене Дона Мими, что позволит авторам продемонстрировать жестокую месть главы мафиозного клана опозорившей его женщине, что также потянет за собой цепочку событий, которые доставят серьезные проблемы главному герою. Финал картины – одна из сильных его сторон – неожиданный, эффектный и мрачно-романтический.

Во всём этом лихо закрученном водовороте событий можно найти и небольшую долю юмора. Возможно, авторы не пытались сделать эти сцены смешными, но так уж получилось. В середине фильма нас ждет череда эпизодов, в которых влиятельные люди резвятся с проститутками, а весь процесс снимают на видео Сальваторе и Вито. Желая показать развратных чиновников, бизнесменов и политиков, авторы сами того не желая, насмешили зрителя, ибо сцены, в которых демонстрируются разные вкусы и наклонности «клиентов», очень забавны. Один из них заставляет девушек заниматься гимнастикой в голом виде, другой изображает из себя лошадь, третий пришел потанцевать, а четвертый – старик – только смеется и видимо уже ничего не может с ними сделать, кроме как полапать. Эти моменты, конечно же, не вызывают хохот, но непременно заставят зрителя улыбнуться.

Отдельно хочется отметить саундтрек Василия Кожучарова. На некоторых треках он стареется имитировать стиль главной темы «Крестного отца», но никогда не опускается до откровенного плагиата. Он старается привнести в свою музыку сицилийские нотки, что придает фильму особое настроение и вызывает правильные ассоциации с мафиозным подпольем и жизнью на Сицилии. Другая часть саундтрека – это тревожные мелодии, призванные создать напряжение. Некоторые из них звучат так, словно изначально писались для готического фильма ужасов второй половины 1960-х, что также весьма необычно и идет на пользу фильму. На фоне вступительных титров играет песня Демиса Руссоса «Somewhere someday», вставленная, скорее всего, без разрешения автора, чье имя даже не упоминается в титрах.

На главную роль был приглашен Джанни Вито Руссо, актёр и певец, засветившийся в маленькой роли «Крестном отце» Копполы. Его экранным партнером был Леонард Манн, хорошо знакомый по множеству криминальных фильмов 1970-х. Вместе они составили неплохое дуо, а сам Руссо вполне хорошо подходит под роль мафиози. В интервью он заявлял, что в определенный период своей жизни работал на реального главаря мафии Фрэнка Костелло. Экранной любовью Руссо стала Карин Шуберт, которая не раз побывает у него в постели и поучаствует в почему-то так многим запомнившейся любовной сцене среди поля с помидорами. На самом деле это достаточно целомудренная мимолетная сценка рядом с парой кустов, на которых висят спелые томаты. Актриса русского происхождения Элен Шанель станет ещё одной любовницей главного героя, а Романо Пуппо сыграет наемного убийцу.

Над сценарием работали два совершенно разных по стилю режиссёра – известный Антонио Маргерити и малоизвестный Луиджи Руссо. Плодом их трудов стал достаточно оригинальный, динамичный, местами наивный, но всё же интересный сценарий. И при должной реализации из него мог бы получиться жестокий и трагичный криминальный фильм. Но из-за скудного финансирования, которое чувствуется в каждом кадре, Марино Джиролами не смог в достаточной мере передать на экране написанное на бумаге этими людьми, но всё же подарил напряженное, интересное кино, которое, конечно же, далеко от шедевра, но подарит полтора часа удовольствия поклонникам eurcrime.