Рецензия на фильм «Проданный человек»
«Проданный человек» – вторая часть политической трилогии «Человек» Ремзи Айдына Жёнтюрка, за которую режиссёр предстал перед Судом Государственной Безопасности. Но что самое интересное: в отличие от «Человека без будущего» (Yarınsız adam, 1976) и «Несгибаемого человека» (Yıkılmayan adam, 1977) в этом фильме нет политики как таковой, и сморится он как добротный приключенческий триллер.
Сюжет фильма чем-то перекликается с лентой Орхана Аксоя «Горькая жизнь» (Aci hayat, 1973), но лишь в плане общей фабулы. Главным героем здесь является профессиональный наемный убийца по имени Халиль (Джюнейт Аркын), который вот уже сколько лет безупречно работает на представителей преступного мира. В один день влиятельнейший из них приглашает его к себе и дает непростое задание: Халиль должен найти и доставить к нему родную дочь Зейнеп (Перихан Саваш) и её возлюбленного, сына известного промышленника. Между семьями молодых людей была какая-то вражда, но более современный и цивилизованный промышленник уже в какой раз предлагает дружбу и мир отцу Зейнеп, но тот ещё больше свирепеет и жаждет крови собственной дочери. И вот Халиль отправляется на поиски сбежавших влюбленных и очень быстро их находит. Остальная часть фильма посвящена их путешествию через горы и леса к морю, столкновениям с людьми промышленника и осмыслению Халилем всей его жизни…
Как я уже сказал, в этом фильме нет места политике, ибо сюжет к этому не располагает. Двое возлюбленных – люди из богатых семей, а Халиль – представитель низшего класса, который, однако, умудряется неплохо зарабатывать своей преступной деятельностью. Вся политика будет заключаться в нескольких фразах и монологах, которые скажет герой Джюнейта Аркына, а в остальной части режиссёр никак не затрагивает взаимоотношения бедных и богатых и вопросы классовой борьбы. Здесь он как бы немного критикует старый уклад, олицетворением которого является отец девушки, а также показывает, что хорошим человеком можно оставаться в любой ситуации, хотя и делает это очень утрированно и неправдоподобно. Когда Халиль после перестрелок уже едва мог ходить, влюбленные не бросили его умирать под палящим солнцем, а помогли выжить и дойти до ближайшего дома, откуда тот позвонил отцу девушки и сказал, чтобы тот присылал за ней своих людей. И вообще, мне не понравилось, что Зейнеп и её друг были чересчур добродетельными к человеку, который ведет их на верную гибель. Наверное, это единственный минус фильма.
По стилю «Проданный человек» очень походит на спагетти-вестерны. Добавить бы сюда лошадей и шляпы и фильм превратился бы в настоящий вестерн. Халиль ведет себя как типичный охотник за головами: он хладнокровен, молчалив и делает свою работу быстро и профессионально. В визуальном плане картина тоже очень хороша. Палящее солнце, редкие деревья в горах, развалины старинных каменных деревень и некое подобие храмов, высеченных прямо в скале – всё это смотрится просто великолепно. Добавим сюда эксперименты с ракурсами и музыку из фильмов Серджио Леоне и Седжио Корбуччи и мы получим настоящий спагетти-вестерн, большая часть действия которого происходит под зноем палящего солнца, который, благодаря хорошей операторской работе, зритель буквально будет ощущать на себе. Стоит отметить, что музыка из таких фильмов как «Однажды на Диком Западе» и «Великое молчание», а также ряд ритмичных композиций в традиционном для 1970-х стиле очень хорошо сочетаются с видеорядом.
Главную роль во всех фильмах трилогии играет Джюнейт Акрын. Этот актёр всегда смотрится стильно и эффектно, но его игра напрямую зависит от качества фильма. Эту ленту можно причислить к наиболее добротно снятым картинам по меркам турецкого кино и Аркын здесь великолепен. Он отлично воссоздал на экране образ убийцы, молчаливого и хладнокровного внешне, но с горячей и опечаленной душой. Перихан Саваш и Нежат Озбек очень неплохо смотрятся в роли несчастных возлюбленных. Постановки драк, конечно же, хромают и смотрятся эти поединки немного нелепо, но любители турецкого кино к этому уже привыкли и не обращают на такую мелочь ни малейшего внимания, ибо иногда надо смотреть не на качество спецэффектов, а на то, что представляет собой сам фильм и какой посыл он несет.
«Проданный человек» – ещё один шедевр в фильмографии одного из лучших режиссёров Турции. И пусть на этот раз Жёнтюрк не стал политизировать своё творение, оно всё равно смотрится на одном дыхании и по окончании даже как-то становится жалко, что фильм так быстро закончился. Однозначно шедевр, рекомендуемый к просмотру всем любителям кино экзотических стран и просто не зацикленным на качестве спецэффектов любителям криминальных и приключенческих фильмов.