Рыжеволосая девушка с обжигающей кожей
Оригинальное название: La rossa dalla pelle che scotta, The sensuous doll, The red headed corpse, Sweet spirits, La peau qui brûle.
Производство: Италия-Турция 1972г.
Режиссёр: Ренцо Руссо.
В ролях: Фарли Грэйнджер, Эрика Бланк, Криста Нелл, Ивана Новак, Венантино Венантини, Фатма Каранфил, Джорджио Долфин.
Рецензия на фильм «Рыжеволосая девушка с обжигающей кожей»
Безвестный режиссёр Ренцо Руссо начал свою карьеру ещё в далекие 1950-е и занимался созданием преимущественно мондо-фильмов и драм, которые уже давно считаются полностью забытыми и недоступны ни в каком формате. После долгого перерыва в работе с первой половины 1960-х он едет в Турцию, где снимает свой последний и самый известный фильм «Рыжеволосая девушка с обжигающей кожей», который и сделал его имя хоть сколь известным среди поклонников еврокульта.
Джон Уорд (Фарли Грэйнджер) – нищий художник, живущий в предместьях Стамбула со своей подругой (Эрика Бланк). Он едва сводит концы с концами и начинает принимать заказы на обнаженную натуру, которая пользуется большой популярностью и за которую хозяева картинной галереи готовы платить неплохие деньги. В качестве модели выступает его сожительница. Джон начинает зарабатывать, а его подруга изменять ему со всеми подряд, начиная от местного охотника (Венантино Венантини) и кончая студентом на пляже. Более того, она даже не скрывает этого и издевается над ним. Узнав, что она собирается сбежать с охотником, он убивает её… Но была ли вообще у него сожительница или же всё это плод больной фантазии сходящего с ума человека?..
Этот фильм некоторые ошибочно причисляют к жанру джалло, но на деле от него тут разве что атмосфера и страна производства. Это куда более запутанное и оригинальное кино, которое невозможно причислить к какому-то одному жанру, да и вообще хоть как-то классифицировать. Дело в том, что сюжет фильма куда более размытый, многослойный и странный, чем я рассказал выше. Сцену убийства героини Эрики Бланк нам показывают в самом начале, а дальше повествование «проваливается» то ли в фантазии главного героя, то ли в мистические события, происходящие с ним, в которых обыгрывается древнегреческий миф о скульпторе Пигмалионе… Джон находит манекен, оставленный группой хиппи в лесу, который при реставрации превращается в настоящую женщину, которая с нежностью отнеслась к главному герою. У них намечается романтическая связь и тут она неожиданно превращается в героиню Эрики Бланк, после чего начинается рассказ о событиях, предшествовавших убийству. Финал картины ещё более странный и не дает ровным счётом никаких ответов зрителю, давая полную свободу его фантазии. И это, надо сказать, весьма рискованный и смелый ход авторов, который понравится далеко не всем, ибо с одной стороны можно самому осмыслить и додумать развязку, а с другой – весь фильм пришел в никуда и просто закончился, не дав ответы ни на один из возникших вопросов.
На сценарий и «непонятность» истории, рассказанной тут, жалуются многие, но почти все отмечают действительно красивый визуальный ряд и волшебную музыку Санте Марии Ромителли. Съемки проходили в Турции, и это придало небольшой восточный привкус всему творению, главным образом благодаря необычным интерьерам жилища главного героя. Сам же визуальный ряд вкупе с музыкой создает приятное теплое настроение, как будто смотришь хороший сон, из которого не захочется просыпаться. Операторская работа Лучиано Тразатти изобилует странными артефактами – временами изображение словно покрывается легкой пеленой и становится немного мутным, что опять таки отсылает нас к миру сновидений и намекает на то, что не все события, происходящие на экране реальны и что многие из них могут оказаться плодом фантазии больного мозга главного героя. Всё это очень удачно обрамляет надолго запоминающаяся музыка Санте Марии Ромителли, состоящая из приятных меланхоличных мелодий и нежного женского вокала.
Этот фильм ходил в нескольких версиях. На мой взгляд, самая лучшая – стандартная итальянская, которая была издана на DVD. Более полная отличается от неё расширенными версиями некоторых эпизодов и наличием дополнительных сцен с обнаженкой, часто с участием второстепенных персонажей, не несущих никакой смысловой нагрузки и даже портящих ритм повествования (я не думаю, что потеряю многое, если не увижу, как бородатый хиппи пытается лапать девушку). Ну и третья версия была предназначена для порно кинотеатров и издавалась во Франции. Из неё вырезана часть повествования, но зато вставлены порнографические сцены, к которым создатели фильма, скорее всего, не имеют никакого отношения. Забавно, что сцены эти не только зачастую вставлены невпопад, но также вызывают смех, ибо преимущественно состоят из моментов, в которых неизвестная девушка «гоняет во рту вялого». Не знаю, что побудило авторов приглашать для съёмок ХХХ сцен актёра-импотента…
Фарли Грэйнджер, как всегда, хорошо смотрится на экране и своей манерой игры придает загадочность / скрытность главному герою. Эрика Бланк прекрасна как никогда и порадует своих поклонников не только рядом сцен с обнаженкой, но также красивыми нарядами и соблазнительными позами, с которых герой Грэйнджера рисовал свои картины. Актриса австрийского происхождения Криста Нелл исполнит роль девушки из фантазий главного героя, а Венантино Венантини – охотника, который сыграет одну из ключевых ролей в этой истории. Турецкая актриса Фатма Каранфил засветилась в мимолетной роли брюнетки в баре, а Ивана Новак – в роли проститутки.
«Рыжеволосая девушка с обжигающей кожей» – необычная, оригинальная и просто красивая лента, просмотр которой можно сравнить с ярким сновидением, которое надолго остается в памяти. Единственным минусом тут, пожалуй, является слишком уж непонятная развязка, но как я писал выше, этот минус может оказаться и плюсом – смотря как к нему подойти. В остальном же лента великолепна и заслуживает высшей похвалы.