Рецензия на фильм «Восставший из мертвых - Франкенштейн 2000»
«Восставший из мертвых» или «Франкенштейн 2000» считается последним фильмом ужасов в карьере Джо д'Амато, после которого он сфокусировался преимущественно на съёмках порнографии. Однако по некоторым данным, он был снят аж в 1989 году, три года пролежал на полке, в 1992 году был издан в англоязычной версии в США на видео и только в 1993-м был показан в Италии на фестивале Fantafestival 1.
Действие фильма происходит в маленьком австрийском городке, которым заправляет нечистый на руку бизнесмен Хоффнер (Морис Поли). Он купил всех местных чиновников и полицейское начальство, а за правопорядком следят специально нанятые им люди. И делают они это, закрывая глаза на выходки сына Хоффнера и его друзей, которые совершают мелкие преступления и регулярно докучают владелице местного видеопроката Джорджии (Чинция Монреале). Постепенно их игрища заходят слишком далеко и в один день они пробираются к ней в дом с целью изнасилования. В результате сильного удара Джорджия получает серьезную травму и впадает в кому, а местная полиция с подачи Хоффнера обвиняет в попытке изнасилования помощника Джорджии – бывшего боксера Рика (Дональд о'Брайен). Опасаясь, что правда всплывет наружу, люди Хоффнера убивают Рика в тюрьме, но ещё не знают, что лежащая в коме Джорджия при жизни обладала даром телекинеза. Она устанавливает контакт с телом Рика и оживляет его, превращая в неубиваемую машину смерти, призванную покарать всех причастных к её несчастью…
Вероятно, этот фильм Джо д'Амато снимал под впечатлением «Энигмы» (Aenigma, 1987) Лючио Фульчи, ибо сюжеты обеих картин весьма схожи, да и год создания по итальянским данным, говорит в пользу того, что через пару лет после успеха «Энигмы» д'Амато решил снять свой вариант этой истории, изменив ряд персонажей и ход событий и пригласив известных актёров (в том числе из своих старых фильмов) на главные роли. И надо сказать, что картина получилась не такой плохой, как это может показаться сначала.
В первой половине фильма зрителя ждёт довольно продолжительная, но небезынтересная завязка. Банда молодчиков будет докучать главной героине, у которой и без того есть серьезная проблема – он владеет даром телекинеза и он, судя по всему, вызывает у неё жуткие видения, в которых её сына то сбивает машина, то убивает маньяк в лесу. Всё это позволяет авторам продемонстрировать ряд кровавых сцен, в том числе и с отрубанием головы ребенка. Сняты они, конечно же, очень слабо, но к 1990-м годам итальянское кино было в глубочайшем кризисе, а компания д'Амато Filmirage – на грани банкротства, поэтому можно сделать на это скидку.
После того, как Джорджия попадает в больницу, начинается фильм ужасов. Рик восстает из мертвых (после вскрытия он выглядит как монстр Франкенштейна) и начинает охоту за всеми причастными к коме Джорджии и своей смерти. События развиваются достаточно динамично, а смерти персонажей разнообразны, но сняты они, конечно же, временами совсем слабо. Начнем со всё тех же спецэффектов: в одной из сцен Рик сжимает руками голову своей жертвы до тех пор, пока она не раскалывается, и в этом моменте отчетливо виден совсем некачественный муляж. Сам же он неубиваемый даже из огнестрельного оружия, но авторы не догадались сделать хоть какое-то подобие реакции Рика на выстрелы. В него стреляют из двухстволки, а он не только никак не реагирует, так и одежда на нём остается нетронутой. В этом плане авторы допустили большой ляп, ибо смотрится это совсем неестественно и придает ещё больший привкус любительщины всему фильму.
Поведение персонажей также не выдерживает критики. Нам не рассказывают, почему молодчики нападают именно на Джорджию, а попытки полиции арестовать Рика и свалить вину на него выглядят нелепыми, ибо все в городе знали, что он долгое время был другом семьи Джорджии, а в один день уже подавал вместе с ней заявление в полицию о нападении со стороны всё тех же бандитов. Некоторые жертвы Рика даже не будут пытаться спасти свою жизнь, как это было в сцене, где один из молодчиков просто упал на диван и больше ничего не делал в ожидании, когда Рик доберется до него. Но зато бонусом в середине фильма зрителя ждёт забавная сцена на молодежной вечеринке, которая сплошь украшена свастиками и портретами Гитлера, где молодежь танцует под забавную музыку, а стоящая рядом полиция охраняет это мероприятие. И это были не скинхеды, а обычная молодежь, и это при том, что в Австрии закон очень строг по отношению к демонстрации нацистской символики.
На главные роли были приглашены уже работавшие с Джо д'Амато актёры. Чинция Монреале играла в его культовом «За пределами тьмы» (Buio omega, 1979), а Дональд о'Брайен не раз сотрудничал с ним в течение 20 лет. Монреале хорошо сохранилась, но её персонаж очень быстро оказывается прикованным к кровати (подобная роль трупа была у неё и в «За пределами тьмы»), а Дональд о'Брайен, вынужденный хромать из-за полученной травмы, хоть и постарел, но очень хорошо смотрится в роли «монстра Франкенштейна». Главу мафиозного клана сыграл не нуждающийся в представлении Морис Поли, чья внешность идеально подходит для подобных ролей. Остальные актёры либо имеют очень скудные фильмографии, либо вообще ни до, ни после не снимались в кино. Но несмотря на это, вряд ли кто сможет придраться к игре кого-то из них в этом фильме, если учитывать, что это дешевый поздний итальянский фильм ужасов, спрос с которого невелик.
«Восставший из мертвых – Франкенштейн 2000» – вполне пригодный для просмотра поздний итальянский хоррор. Конечно же, это далеко не шедевр, но на фоне того, что снимали в те времена многие коллеги по цеху д'Амато, он ещё неплох. Сюжет интересен, скуки не вызывает, главные роли исполняют актёры старого кино, электронная музыка Пьеро Монтанари радует слух, а кровавые сцены пусть и далеки от идеала, но порадуют всех любителей gore. Можно смело рекомендовать любителям низкобюджетного хоррора конца 1980-х – начала 1990-х.