Рецензия на фильм «Рэнд Ровер»
В 1976 году никому тогда неизвестный Ардуино Сакко участвует в борьбе за права молодых писателей, которым отказывают крупные издательства. Вместе с друзьями-писателями, среди которых была Нора Арон, автор романа «Рэнд Ровер», он проводит протестную акцию, заставившую обратить на себя внимание национальную прессу. Это был пеший марш протеста из Рима в Милан за 25 дней, во время которого они обвиняли крупные издательства по типу Mondatori в дискриминации молодых авторов. После небольшой шумихи в местных газетах коллектив выпускает «Манифест литературной борьбы в пользу неопубликованных писателей». В следующем году Сакко, продолжая получать отказы от издательств, решает сам заняться публикацией своих произведений, а также произведений своих коллег по борьбе. На одном из таких изданий – «Бесполезно называться Джорджио» (L'inutilità di chiamarsi Giorgio) – Сакко помещает письмо-ответ от главы издательства Rizzoli Серджио Паутассо, в котором тот объясняет причину отказа в публикации. Естественно, ей оказалась не «дискриминация молодых авторов», а банальное неудовлетворительное качество текста: едва прослеживающийся сюжет и множество нестыковок. После этого, Ардуино Сакко, видимо, издает своими силами ряд произведений своих коллег, после чего обращает свой взор в сторону кинематографа… Тем более, что он уже имел определенный опыт: играл второстепенные роли, а также был помощником Романо Скаволини на съёмках фильма «Белое одеяние для Мариале» (Un bianco vestito per Marialè, 1972).
И вот, в 1979 году (по некоторым данным съёмки начались ещё в 1976 году), Сакко приступает к съёмкам своей дебютной картины «Рэнд Ровер», которая, судя по титрам, основана на одноименном романе его коллеги, некоей Норы Арон. Картина была закончена за 30 дней, о чём также указано в финальных титрах. Никакой информации о Норе Арон (явно псевдоним) и её книге найти не удалось, но указанное в титрах издательство Cartia – это детище самого Сакко, который под этим именем издавал и свой роман, получивший отказ от Rizzoli. Возможно, тиражи этих книг были микроскопическими, а спрос настолько мал, что в наши дни о них никто и не вспомнит. Но это не помешало Сакко пронести мечту быть автором и издателем через всю жизнь и уже в новом веке организовать своё частное издательство Arduino Sacco Editori, которое здравствует и по сей день, позволяя молодым авторам быть опубликованными за символический взнос в 1000 евро (как говорят в Интернете). Сама же Нора Арон засветилась в работе над другим фильмом Сакко «Жаркие чувства» (Sensi caldi), вышедшем годом позже. Больше о ней ничего неизвестно.
Картина начинается с длинного вступительного слова самого режиссёра, в котором порицается чрезмерное насилие в кино и раскрывается цель создания данной ленты – вызвать неприязнь к насилию. Также говорится, что этот фильм будет показан на фестивале Film Nuovo в Таормине. Свершился ли показ, установить не удалось, но картина была издана на VHS рядом фирм, после чего канула в лету.
Главные герои фильма – супружеская пара, принадлежащая к состоятельному классу, Родольфо и Патриция (Франка Гонелла). Их отношения не назовешь гармоничными. Патриции очень быстро наскучила беззаботная жизнь супруги состоятельного мужчины и она уже давно не испытывает к нему нежных чувств. Скорее наоборот, едва ли не ненавидит, но всё равно живет с ним. Всё это выливается в регулярные перепалки и постоянные подколы со стороны Патриции. Родольфо долго терпит её выходки и пытается сгладить «острые углы» в их общении. В один день они собирается поехать на загородную виллу и за ними увязывается компания дегенератов-подростков, один из которых – Тони (Марио Кутини) – уже долгое время приударяет за Патрицией, но всегда получает отказ. В этот раз она дает ему намек, что у него есть шанс, если ему удастся последовать за ней, чего тот и собирается сделать. Остальная часть фильма отдана преследованию Родольфо и Патриции со стороны бандитствующей молодежи, с последующим пленением и переосмыслением своего поведения главной героиней…
С самого начала фильма авторы знакомят зрителя с главными героями – сначала с молодежью, а потом уже с супружеской парой. Банда молодчиков состоят из настоящей швали, которая днями напролет употребляет алкоголь, гадит там, где находится, и промышляет воровством. Они не могут наладить отношения даже между собой: самый мелкий из них постоянно метит в главари и регулярно становится объектом насмешек, а его сестра (которую, кстати, играет Нора Арон) спит со всеми, кто попросит, и даже с двумя сразу, за чем с удовольствием наблюдает её брат. На всём протяжении фильма авторы будут знакомить зрителя с её размышлениями о том, что она хочет ребенка, но не может решить с кем. То она любит лидера банды Тони, то его друга, то ревнует Тони к другим женщинам, то готова ему простить и забеременеть от него. В общем, типичные низы общества в самом худшем и отвратительном их проявлении. Совершение преступлений этими людьми – лишь вопрос времени.
Родольфо и Патриция – весьма странная пара. Мужчина вполне хорошо относится к своей супруге и терпит все её выходки, пытаясь найти компормисс и новую точку опоры в их отношениях. Но это не находит отклика у Патриции, которая словно заскучавшая гламурная девка, постоянно всем недовольна, постоянно подкалывает его и даже пытается унижать. Она даже открыто намекает ему на измену, но его реакция сдержанная, хотя временами он проявляет ревность и гнев. Она затевает странную игру с Тони, первоначально отказывая в близости, а потом обещая её, но требуя, чтобы он вслепую следовал за машиной её мужа. Позже она сама зовет разгоряченного парня в туалет одного придорожного кафе, где опять выдает отказ, а следом намек на согласие в будущем. Всё это впоследствии приводит банду молодчиков к преступлению…
Жанровую принадлежность фильма определить сложно и наиболее близким будет road movie, ибо большую часть экранного времени главные герои проводят в пути, а погони на автомобилях будут регулярным спутником развивающейся на экране драмы. Но куда более интересен авторский стиль Сакко, который он не станет развивать в будущем, а просто переключится на порнографию (в том числе и с извращениями и зоофилией). Длинные панорамные виды, заснятые камерой Феличе Де Марии, зеркало, стоящее на капоте машины, в котором отражаются сидящие внутри персонажи, повторяющиеся сцены, словно созданные, чтобы акцентировать внимание зрителя на эпизоде, а также крики персонажей, разносящиеся по округе на фоне красивых пейзажей. Многие сцены и диалоги заканчиваются именно таким образом: нам показывают панорамный снимок местности, на фоне которого персонаж выкрикивает последнюю фразу своей реплики. Всё это создает необычный эффект при просмотре и делает этот фильм оригинальным, не похожим на другие.
Несмотря на то, что на одной из обложек нарисована обнаженная пара, а также написано «Самые эротические сцены из всех когда-либо показываемых на экране», дебютная работа Сакко вообще не содержит обнаженки. То же самое касается и насилия: молодые преступники будут всячески идиотничать на дороге, отберут машину у другого водителя, а также в финале поймают Родольфо и Патрицию – всё это показано достаточно мягко и целомудренно. Финальные сцены содержат много замедленных эпизодов, в которых Родольфо якобы расправляется с настигшими их дегенератами, но в то же время лом в его руке будет меняться на палку колбасы, с которой весь фильм носится самый мелкий из бандитов. Этих сцен настолько много, что они портят впечатление и убивают саспенс. Финал картины лишь намекает на трансформацию взглядов и поведения Патриции, но не дает однозначного ответа, удалось ли ей и её мужу выбраться из рук похитителей… Каждый может додумать сам.
Всё происходящее на экране действо сопровождает музыка Марчелло Джомбини. Я неспроста решил посвятить ей отдельный абзац, ибо авторы и тут решили быть оригинальными. Джомбини был известен своими электронными космическими мелодиями, причем зачастую эти мелодии были весьма примитивными и звучали по-любительски (по сравнению со многими аналогичными музыкантами того времени), но в то же время его музыка имела свой узнаваемый стиль и настроение. Для этого фильма он подготовил весьма странные экспериментальные электронные мотивы, которые подошли бы к какому-нибудь фильму про космос, но не к такой картине как «Рэнд Ровер». И как ни странно, эта нестыковка придает фильму особый привкус, особую отрешенную неземную атмосферу. Абсурдность некоторых сцен и творящееся на экране безумия в сопровождении подобных мелодий кажется каким-то наркотическим бредом или странным сном. Выбор такого саундтрека понравится далеко не всем зрителям, но, на мой взгляд – это был смелый и удачный ход.
В фильме всего шесть действующих лиц и большинство из них сыграли малоизвестные актёры. Единственными более-менее узнаваемыми личностями тут являются Франка Гонелла, регулярно появлявшаяся в итальянском и даже турецком кино того времени, а также Марио Кутини, чья фильмография скудна, но который снялся в ряде известных картин того времени и приобрел определенную узнаваемость. В некоторых сценах (особенно в сцене с пьянкой в авто) актёры переигрывают, а в остальном их игра вполне под стать подобной продукции.
Посмотрев этот фильм, я примерно понимаю, почему Ардуино Сакко и его коллегам отказывали литературные издатели. «Рэнд ровер» – это странное, безумное и «сырое» кино, снятое за три копейки с прицелом попасть в стан непонятых интеллектуалов и авангардистов. Стать писателем у него не получилось, с кино, видимо, произошла та же история, в результате чего Сакко прославился как автор многочисленных фильмов для взрослых, о качестве которых любители подобной продукции тоже отзываются весьма нелестно. Его дебютная работа, на мой взгляд, всё же достойна зрительского внимания, вот только зритель должен быть готов, что его ждёт довольно монотонное, странное, порой бессмысленное, но в то же время оригинальное и не лишенное определенного очарования кино. Лично я не жалею о потраченном времени и рад, что мне удалось ознакомиться с этой лентой, но рекомендовать её просмотр я бы стал только самым преданным поклонникам итальянского кино того времени.