Чума зомби

Оригинальное название: The Plague of the Zombies.

Производство: Великобритания 1966г.

Режиссёр: Джон Джиллинг.

В ролях: Андре Морелл, Дайан Клер, Жаклин Пирс, Брук Уильямс, Джон Карсон, Майкл Риппер.

Рецензия на фильм «Чума зомби»

Долгое время главная британская студия, производящая фильмы ужасов, Hammer Films игнорировала зомби, несмотря на то, что фильмы на эту тему уже регулярно выходили в других странах. В те времена зомби пользовались достаточно большой популярностью у зрителя, но они ещё не приобрели тот традиционный канонический вид, который устоялся после фильмов Джорджа Ромеро. Они были либо сверхъестественными существами, либо оживленными с помощью колдовства Вуду трупами.

В 1962 году Питер Брайан, работавший до этого оператором, написал историю под названием «Зомби». Она заинтересовала продюсера Энтони Хайндса, который не смог найти финансирование для воплощения её на кинопленке, ибо в те времена студия Hammer Films получала деньги от крупных американских компаний взамен на часть выручки от международного проката. В 1965 году продюсер Энтони Нельсон Кейс предложил компании Twentieth Century Fox четыре фильма: два основных – «Дракула – принц тьмы» (Dracula: prince of darkness, 1966), «Распутин – безумный монах» (Rasputin: the mad monk, 1966) и два более дешевых в качестве дополнения – «Рептилия» (The reptile, 1966) и «Чума зомби». Именно последний и стал воплощением на экране сюжета Питера Брайана.

Съёмки начались 28 июля 1965 года, причем «Чума зомби» снималась одновременно с «Рептилией», частично с одними и теми же актёрами, съёмочной группой и локациями. Первый фильм вышел на экраны в начале 1966 года, второй в марте. В результате, картина оправдала ожидания авторов и зрителей, принесла неплохую прибыль, оказала влияние на формирование жанра зомби-хоррора и со временем приобрела культовый статус, а также массу поклонников по всему миру.

Действие фильма происходит в середине XIX века в маленькой деревушке в Корнуолле, которую поразила странная, неизвестная науке эпидемия. Люди умирают от загадочной болезни, а потом, по сообщениям некоторых местных жителей, встают из своих могил. Для изучения этого странного феномена местный врач приглашает своего учителя Джеймса Форбса (Андре Морелл), который приезжает вместе со своей дочерью Сильвией (Дайан Клэр). Постепенно расследование приводит Форбса в дом эсквайра Клайва Хэмилтона (Джон Карсон), который, как позже выясняется, является главарем тайной секты. Её представители с помощью Вуду подчиняют себе людей, убивают их и превращают в рабов, которые впоследствии должны будут работать на секретной шахте…

Во времена выхода на экраны этого фильма истории о зомби были популярны у зрителей, но мертвецы в этих историях были не плотоядные, а сами они не изобиловали кровавыми подробностями, как это было у Джорджа Ромеро и его последователей. Поэтому данный фильм можно охарактеризовать как мистический детектив, а не ужасы, ибо большую часть времени авторы посвящают расследованию странных смертей. Зомби ведут себя непривычно – они редко нападают на людей, не питаются плотью и даже подчиняются своему господину Клайву Хэмилтону.

Фильмы студии Hammer Films всегда славились красивым визуальным рядом и особой, свойственной только им, атмосферой. Она была не такая мрачная, как в итальянских или некоторых американских фильмах ужасов, а скорее просто красочная, сказочная, старинная. «Чума зомби» снята в таком же стиле, но всё же содержит ряд интересных атмосферных и пугающих моментов. Сцены сна одного из героев, где зомби восстают из своих могил и окружают его, эпизод на кладбище, где на священника нападают сектанты, а профессор дает бой вставшему из могилы трупу, встреча Сильвии с мертвецом, держащим на руках труп её подруги, и ряд других наверняка нагоняли страх на зрителя тех времен. Сейчас такими вещами, конечно же, никого не напугаешь, ныне подобное кино доставляет эстетическое удовольствие для тех, кто ещё может отличить прекрасное от уродства. Красивые интерьеры XIX века, маленькая, хорошо декорированная в стиле тех времен деревушка, стильные герои и отличный грим зомби делают просмотр этого фильма легким и приятным.

Как я уже отметил выше, зомби в этом фильме не охотятся за человеческой плотью, но выглядят вполне себе устрашающе. Думаю, даже современный человек напугался бы, если б встретился с таким существом в ночном лесу. Эпизодов с участием мертвецов будет достаточно, но все они сосредоточены во второй половине фильма, а в финале главные герои будут спасаться от полчища обезумевших зомби в секретной шахте. Грим, экшен, декорации – всё на уровне. Единственное, чего бы хотелось, так это чуть больше насилия и прямых столкновений с этими мертвецами, но продюсеры были категорически против какой-либо жестокости и даже заставили режиссёра подсократить сцену, в которой профессор Форбс лопатой отрубает голову мертвецу.

«Чума зомби» – отличный ранний фильм ужасов на тему живых мертвецов. Достаточно нестандартный для современного зрителя взгляд на тему, эстетически красивый визуальный ряд, качественный грим и постановка превращают его в прекрасное развлечение для поклонников старого хоррора. Это определенно важная веха в развитии жанра, с которой стоит ознакомиться всем без исключения любителям страшного кино.