Кожа под ногтями

Оригинальное название: La pelle sotto gli artigli, La piel bajo las uñas.

Производство: Италия 1974г. (Премьера в 1975г.)

Режиссёр: Алессандро Сантини.

В ролях: Гордон Митчелл, Женевьев Одри, Тино Бориани, Этторе Риботта, Ада Пометти, Мирелла Росси, Майк Монти (нет в титрах).

Рецензия на фильм «Кожа под ногтями»

Через два года после вполне хорошего вестерна под названием «По ту сторону ненависти» (Al di là dell'odio, 1972) режиссёр Алессандро Сантини решает попробовать себя в жанре триллеров и в 1974 году снимает странную смесь джалло, истории о безумном ученом и эротики под названием «Кожа под ногтями». Завершенная в начале 1974-го, лента из-за прений с цензурным комитетом по поводу обнаженки и различных проволочек вышла на экраны только в конце 1975-го года, не особо впечатлила зрителя и канула в небытие.

Картина начинается со сцены на кладбище, где нам показывают неизвестного человека в чёрном, который сначала бродит среди могил, а затем раскапывает одну из них. После вступительных титров начинается сама история: город охватила серия убийств. Жертвами неизвестного становятся в основном проститутки. Маньяк сначала занимается с ними сексом, а затем убивает и забирает часть органов. Но самое главное – под ногтями убитых обнаружены следы кожи маньяка и в результате экспертизы выясняется, что это уже разложившаяся кожа давно мертвого человека…

Звучит интригующе, не так ли? Более того, в фильме есть ещё несколько сюжетных линий. В одной из них некий доктор Хельмут (Гордон Митчелл) проводит странные эксперименты с целью раскрыть секрет бессмертия. Параллельно идет расследование, а также завязывается любовная линия между ассистентом доктора Хельмута по имени Джанни Дани (Тино Бориани) и женщиной-врачом из местной клиники Сильвией Пьери (Женевьев Одри). И через всё это нужно пробиться комиссару Ринальди (Этторе Риботта), чтобы докопаться до истины и раскрыть личность убийцы…

Алессандро Сантини – режиссёр низшего ранга, чья фильмография весьма скудна и фильмы которого всегда очень дешево сняты и зачастую едва пригодны для просмотра. И то, и другое как раз относится к обозреваемой ленте, в которой нет ничего достойного, кроме интригующего сюжета, да и тот полон «дыр» и местами лишен даже намека на логику.

Несколько сюжетных линий в одном фильме – это всегда интересно и обычно такие картины могут похвастаться либо своей оригинальностью, либо динамичным развитием событий. Но это не тот случай. Сценарий, написанный самим Сантини, словно никогда не существовал на бумаге: он скучен, лишен логики, а местами отдает откровенным маразмом. Некий убийца бродит по городу и убивает проституток, забирая их органы. Полиция в недоумении: под ногтями убитых обнаружена разложившаяся кожа давно мертвого человека. В одной из сцен комиссар даже говорит, что никогда не поверит в то, что «труп сначала занимается сексом с проституткой, а затем убивает её». Но впоследствии эта линия не находит никакого развития и незаметно затухает, а убийцей оказывается вполне живой человек. Каким образом под ногтями жертв оказалась разложившаяся кожа, авторы так и не удосужатся объяснить. Помимо этого в фильме есть ещё немало абсолютно бессмысленных и порой даже абсурдных сцен. Например, в одной из них Сильвия приводит Джанни к своему другу-художнику, у которого на диване скучают две обнаженные модели, а на картине изображена природа. На вопрос о смысле нахождения двух голых девушек в комнате, когда художник рисует природу, был дан ответ, что они вдохновляют его на создание шедевров. Другая сцена – в клубе – удивит зрителя несуразным танцем негритянки, которая двигается, как будто прилично выпила, а музыканты сзади явно играют совершенно не подходящую её танцу ритмичную мелодию. Смысл этих сцен, видимо, заключался в желании авторов растянуть свой фильм и показать как можно больше обнаженки.

Роман двух докторов слишком затянут, изобилует ненужными сентиментальными подробностями (словно авторы вновь не знали, как увеличить продолжительность фильма), в результате чего и без того почти лишенная действия лента становится откровенно скучной. Полицейскому расследованию уделено также слишком много времени: комиссар постоянно кого-то допрашивает, ходит туда-сюда, закуривает бесчисленное количество сигарет, что совершенно не идет на пользу фильму, ибо от такого кино ждешь соответствующей атмосферы, присущей джалло, и изящно показанных убийств. И вот с этим тут как раз проблема…

Бюджет фильма был, судя по всему, микроскопический и авторам приходилось экономить на всём. Поэтому большинство помещений и мест действия выглядят очень скудно и неинтересно, словно фильм снимали на квартирах небогатых членов съёмочной группы. Вместо красивой мебели, изящной обстановки, роскошных апартаментов, которыми славятся многие джалло, зрителю предстоит увидеть весьма скромные и минималистичные интерьеры, количество которых также ограниченно. Операторская работа Луиджи Де Марии крайне слаба: множество одинаковых планов, отсутсвие каких-либо изысков и эксперимента вкупе со скудным освещением полностью лишают этот фильм какой-либо атмосферы. Музыка Франческо Сантуччи состоит преимущественно из очень блеклых мелодий и даже в сценах действия звучит слишком примитивно и не способствует нагнетанию саспенса (исключением, пожалуй, является вступительная сцена на кладбище).

Ну и, наконец, мы подошли к главной составляющей жанра джалло – сценам убийств. И тут тоже ситуация плачевная, ибо бò:льшая часть насилия остается за кадром, а самих сцен с маньяком будет крайне мало: в начале он зарежет девушку и нам мельком покажут вываливающиеся внутренности, а в финале будет нечто подобное, но уже в сцене, иллюстрирующей рассказ одного из персонажей, – на операционном столе. Всё остальное насилие остается за кадром, и мы узнаем о нём лишь со слов персонажей. Не знаю, что подвигло авторов пойти на такой шаг и отказаться от главной составляющей жанра, но это было большой ошибкой, ибо изящно показанные безумные сцены убийств могли хоть как-то спасти этот фильм от полного провала…

На главные роли были приглашены сплошь неизвестные актёры и актрисы. Единственным узнаваемым лицом здесь является Гордон Митчелл, который в те времена не гнушался сниматься в откровенном трэше, коим этот фильм и является. Имена остальных вряд ли что скажут рядовому зрителю, да и поклонникам итальянского кино со стажем придется призадуматься и напрячь память. И сделав это, они смогут разглядеть Аду Пометти в роли проститутки и Майка Монти (нет в титрах) в роли патологоанатома.

«Кожа под ногтями» – фильм с интригующим сюжетом, который на деле оказывается пустышкой и откровенным трэшем. Дешево снятый, лишенный почти всех главных атрибутов жанра, страдающий от отсутствия логики, а в некоторых случаях и здравого смысла (развязка истории и финал), этот фильм можно смело отнести к разряду худших работ в жанре джалло.

P.S. В 1977 году итальянские газеты сообщили о готовящемся судебном заседании по поводу двух мошеннических кинокомпаний – «Cinema TV 2000» и «GlobarFilm». Начиная с августа 1971 года личности, стоящие за этими компаниями, размещали красочные объявления в журналах и газетах, приглашая всех желающих принять участие в съёмках совместной американо-итальянской кинопродукции. Обратившимся предлагали оплатить некие расходы, а потом устраивали «кинопробы», во время которых камера ничего не записывала, на чём всё и заканчивалось. Тех, кто особенно сильно возмущался, обманывали ещё раз, отправляя в массовку на совсем дешевые постановки, тем самым показывая, что работают над тем, чтобы дать им работу в кино. Таким образом было обмануто около 500 человек. Главами этих компаний были Гаэтано Ферри, Алессандро Манчини, Оддоне Фурия и… Алессандро Сантини. Все они были арестованы в 1972 году, но вскоре отпущены до суда, который состоялся пятью годами позже. Первые трое были приговорены к заключению, а Сантини был отпущен на свободу.

В статье упоминается ряд фильмов Сантини: «Семь амулетов» (I sette amuleti), «По ту сторону ненависти» (Al di là dell’odio, 1972), «Виселица для труса» (Una forca per un vigliacco) и «Девственница для Сатаны» (Una vergine per Satana). На данный момент достоверно известно, что закончен был только один из них – «По ту сторону ненависти». Сантини «снимал» все эти фильмы, не планируя их заканчивать, а в качестве доказательства, что с мошенниками работает настоящий режиссёр. Теперь становится понятно, почему качество его картин такое низкое и почему они так небрежно сняты и с кучей неизвестных людей в качестве актёров….