Рецензия на фильм «Шкура бандита»
«Шкура бандита» – дебютный полнометражный художественный фильм малоизвестного режиссёра Пьеро Ливи, чья карьера покрыта мраком неизвестности, а фильмография насчитывает всего четыре картины, две из которых были сняты уже в 2000-х гг. Эта и следующая работа Ливи под названием «Куда улетают серебристые вороны?» (Dove volano i corvi d'argento, 1977) посвящены теме мафии, которая в те времена правила бал на юге Италии.
Картина основана на фактах из жизни известного итальянского мафиози Грациано Мезины, который в одно время был самым разыскиваемым бандитом страны. Он привлекался к уголовной ответственности с 14 лет, несколько раз сбегал из тюрьмы и уже в новом тысячелетии умудрился подтвердить свой статус и опять недолго побыть «самым разыскиваемым бандитом». Арестовали его только в конце 2021 года. Основой для сценария послужил лишь один эпизод из жизни этого человека: в 1966 году вместе с испанцем Мигелем Альтиенцой он сбегает из хорошо охраняемой тюрьмы, прячется в горах и начинает заниматься похищениями людей с целью получения выкупа. Арестован он был лишь в 1968 году.
Главный герой фильма – мафиози по имени Мариано (Уго Кардеа), на счету которого не один срок и который в очередной раз был арестован и помещен в тюрьму. Там он знакомится с испанцем Педро (Джулиано Эсперати), осужденным на полгода за мелкое преступление, который «загорелся» мафиозной романтикой и решил бежать вместе с Мариано. Побег им удается, и теперь оба скрываются высоко в горах: эти места они знают лучше кого бы то ни было и имеют там кучу друзей и соратников среди местных жителей. Оказавшись на свободе, Мариано вновь берется за старое и начинает заниматься похищениями людей, шантажом и грабежами, а местная полиция, будучи не в состоянии самостоятельно добраться до матерого мафиози, вызывает военных, которые должны будут прочесать эту труднодоступную местность и арестовать / уничтожить засевших в её потаенных уголках бандитов…
В начале фильма зрителя знакомят с главным героем, когда он был ещё подростком. И уже в это время он проявлял криминальные наклонности. Став мужчиной, Мариано раз за разом оказывается в тюрьме, и вот мы подходим к главному эпизоду его жизни на тот момент – побегу и последующему бегству в горы, где он с друзьями продолжит вершить преступные дела. Авторы отводят достаточно времени на раскрытие характеров двух главных героев, показывают их знакомство, подозрительное отношение Мариано к Педро и последующую дружбу. Сбежав из тюрьмы, Мариано, в первую очередь, мстит всем тем, кто выступил на стороне закона и в той или иной мере помог властям. Их ждёт смерть. Далее он и Педро сбегают в горы. Остальная часть фильма отдана их вылазкам с целью похитить очередную жертву и противостоянию с военными, которое временами принимает характер настоящей войны.
Режиссёр Пьеро Ливи был очень увлечен темой мафии, но никогда не романтизировал бандитов в своих работах. И в «Шкуре бандита» он также является беспристрастным рассказчиком, который показывает, как и чем жили эти люди, предлагая зрителю сделать выводы самостоятельно. Снималось всё это, видимо, на о. Сардиния, славящимся своими красотами, но качество сохранившейся копии не даст в полной мере насладиться ни красотами тех мест, ни превосходной операторской работой Аристиде Массаччези. Зато безостановочное действие и аутентичная атмосфера тех времен и мест надолго запомнятся зрителю и вызовут массу положительных эмоций.
Фильм полон погонь, перестрелок, убийств и противостояний с военными, где в ход идут даже гранаты, и несмотря на низкий бюджет, смотрятся эти сцены очень хорошо, особенно в сопровождении отличного гитарного рокерского саундтрека Клаудио Таллино, который в будущем напишет музыку ко второму фильму Ливи «Куда улетают серебристые вороны?». Ближе к финалу накал страстей и противостояние бандитов и властей только растет, а главный герой совсем теряет голову и решает наведаться в город к своей невесте, где его уже поджидает полиция. Финальная битва Мариано и окруживших дом карабинеров выглядит впечатляюще и по праву может считаться кульминационным моментом фильма.
Картина интересна не только действием, но и аутентичной атмосферой юга Италии. Этот фильм можно назвать, своего рода, «мафиозным» вестерном, ибо структура сюжета и действия героев частично перекликаются с оными из ковбойских фильмов. Авторы уделяют достаточно много времени показу жизни людей тех мест, нищеты, безнадеги, которые и толкают некоторых мужчин на отчаянный шаг – примкнуть к мафии. Отдельно стоит упомянуть сцену, в которой ночью в горах сначала испанец танцует традиционный танец своего народа (фламенко), затем итальянцы поют народную песню на местном диалекте. Сцена выглядит очень атмосферно и придает фильму чисто итальянский, национальный дух, свойственный кино только этой страны.
«Шкура бандита» – дешево снятый, с неизвестными актёрами, но очень незаурядный, оригинальный фильм, который придется по вкусу всем любителям тематики итальянской мафии и просто хорошего криминального кино. Это кино содержит частичку культуры страны, в которой было снято, и окутывает зрителя соответствующей атмосферой. Это кино, снятое итальянцами с привнесением культурных и национальных особенностей, свойственных только им… Всего того, что вытравили из современного кинематографа, в котором фильм любой страны выглядит одинаково, без каких-то национальных отличий. В следующем году Карло Лидзани снимет свою версию этого эпизода из жизни Грациано Мезины под названием «Барбаджия» (Barbagia (La società del malessere)), которая приобретет большую известность. Но Пьеро Ливи был первым и с его незаслуженно забытой работой стоит ознакомиться всем любителям итальянского кино и мафиозной тематики.